Спецслужбы неохотно открывают свои секреты. Подробности операций хранятся в архивах за семью печатями и редко становятся достоянием широкой публики. А уж имена участвовавших в ней агентов как правило остаются неизвестными. В мемуарах отставных офицеров разведки они фигурируют как «агент N». Редко, очень редко мы узнаём, кто скрывается за псевдонимом.
В гостях у бывшего офицера разведки
Видный член консервативной партии Великобритании Руперт Алласон после завершения своей политической карьеры увлёкся историей разведки периода Второй мировой войны. Он встречался с бывшими и действующими офицерами спецслужб, под псевдонимом Найджел Уэст написал несколько книг и считался экспертом истории шпионажа XX века. В 1971 году он впервые услышал об агенте Гарбо.
- Что Вас интересует? – пожилой мужчина чиркнул зажигалкой и затянулся сигаретой.
- Подробности операции «Оверлорд» (высадка союзников в Нормандии 6 июня 1944 года) какую роль сыграла в этом разведка?
- Хороший вопрос, - и по тому, как собеседник уселся в кресло, Алласон понял, что его визави настроен на долгий разговор, и это его обрадовало.
Секретная команда LCS
- Разведка участвовала в подготовке операции «Оверлорд» с первого дня. Десанту предстояло штурмовать выстроенную гитлеровцами линию укреплений вдоль побережья, т.н. Атлантический вал. Штурмовать в лоб, под огнём противника. В этих условиях важнейшим был фактор внезапности, от него в немалой степени зависели потери, да и сам успех операции.
Мы понимали, что сохранить в тайне саму подготовку к высадке невозможно: никуда не спрячешь десятки дивизий, сотни танков, самолётов и плавсредств, сотни тысяч солдат. Но можно ввести противника в заблуждение относительно сроков и места высадки, именно этим мы и занимались. Операция по дезинформации противника получила кодовое наименование «Стойкость», для её проведения была создана специальная группа LCS (London Controlling Section).
Армии-призраки
- Была сформирована Первая группа армий США под командованием генерала Паттона, в которую входили Британская четвёртая армия, и Девятая армия США – 11 дивизий общей численностью 150 тыс.человек дислоцированная в районе Дувра. Между дивизиями шёл интенсивный радиообмен, генерал подписывал приказы, в расположение частей шли эшелоны с боеприпасами и обмундированием. Армии жили полнокровной жизнью.
Однако и сама Первая группа армий, и входящие в её состав дивизии существовали только на бумаге. Мы писали сотни документов, которые, попав в руки абвера, должны были создать у немцев видимость концентрации главных сил десанта в районе пролива Па-де Кале и отвлечь внимание гитлеровцев от Нормандии.
- А как эти сведения попадали в руки абвера?
- Организация интенсивного радиообмена между несуществующими частями, которые перехватывал противник, прочие утечки - способов передать противнику нужную информацию много. Но просто неоценимую помощь LCS оказал агент Гарбо, которого нам передали из МИ-6.
Таинственный агент Гарбо
- Гарбо был двойным агентом. Завербованный абвером, на самом деле он работал на британскую разведку. Его агентурная сеть охватывала всю Великобританию. Пилоты авиакомпаний, британские солдаты и унтер-офицеры, военные моряки, сотрудник министерства информации, горничная лорда, служащие полиции слали Гарбо донесения, переправляемые им в Берлин, где офицеры абвера складывали из этих крупиц информации нужную нам мозаику. И вся эта сеть за исключением самого Гарбо существовала только на бумаге!
- И гитлеровцы всё это проглатывали?
- Вы не представляете, Гарбо был гением мистификации! Его информаторы переезжали, болели, уезжали в командировки, – жили полноценной жизнью. Гарбо умудрялся держать в голове данные на двадцать с лишним агентов: кто где живёт, характер, привычки, взгляды, какое занимает положение в обществе, где служит или работает и в соответствии с этим распределять, кто какую информацию мог предоставить своему куратору. Малейшая ошибка, неточность – и немцы раскроют обман. Но не ошибся ни разу.
Кроме того, мы активно «помогали» Гарбо: в районе Дувра была выстроена нефтебаза из дерева, на полях графства расставили сотни надувных танков, а в порту качались десятки списанных судов. На фотографиях, сделанных пилотами люфтваффе с высоты несколько тысяч футов, всё выглядело совсем как настоящее. До самого последнего дня гитлеровцы были уверены, что высадка десанта состоится именно в районе Кале и держали там значительные силы.
День «Д»
- Утром 6 июня 1944 года Гарбо отправил срочную радиограмму, предупреждавшую о высадке союзных войск в Нормандии.
- Вы раскрыли сроки высадки?
- Всё было рассчитано: радиограмма ушла в 4-м часу утра и уже ни на что не могла повлиять, в 5:30 корабли Королевского флота начали обстрел прибрежных укреплений в Нормандии. Зато Гарбо подтвердил свой авторитет как ценного агента. В радиограмме он также сообщал, что по данным его агентуры высадка в Нормандии - отвлекающий манёвр, а основной десант последует через несколько дней в районе Па-де-Кале.
- И немцы поверили?
- Поверили. Две танковые и 15 пехотных дивизий стояли в районе Кале до 18 июня в ожидании десанта, который так и не состоялся. Когда пришёл приказ о переброске дивизий в Нормандию, это уже не могло ничего изменить.
- После Нормандии гитлеровцы поняли, что их агент работает на врага?
- Ничего подобного. Мы слепили приказ за подписью Эйзенхауэра «Первую группу армий расформировать и перебросить в Нормандию, где намечается успех». Немцы Гарбо Железным Крестом наградили! Он работал до самого окончания войны.
- Потрясающая история. Последний вопрос: имя?
- Для меня он был агент Гарбо, – мужчина встал, давая понять, что встреча закончена.
Кто Вы, агент Гарбо?
Теперь, встречаясь с ветеранами МИ-6, Алласон кроме прочего неизменно интересовался агентом Гарбо. И вот удача!
- Конечно, помню. Это был испанец. Его передали нам в апреле 1942 года наши сотрудники в Лиссабоне, которым он предложил свои услуги как агент абвера с агентурной сетью в Великобритании, которой на самом деле не существовало. Я сразу понял, какой подарок подкинула нам судьба: это был изумительнейший канал для дезинформации. Люфтваффе бомбили несуществующие военные объекты, подводники кригсмарине охотились за несуществующими морскими конвоями. Я поставлял информацию, а его задачей было придать донесениям достоверность. И он это делал виртуозно. Когда я его передал LCS, в сети было 27 агентов!
- Имя?
- У нас такие вопросы задавать было не принято.
И Алласон стал искать сотрудников МИ-6, работавших во время войны в Лиссабоне.
Человек из Лиссабона
- Это был потрясающий агент! Когда он пришёл к нам в первый раз ещё в Мадриде, разговор не состоялся: интереса для разведки он не представлял абсолютно никакого. Ненавидит фашизм, но этого для работы в разведке мало. Тогда он решил зайти с чёрного входа: предложил свои услуги резиденту абвера в Мадриде, выдав себя за журналиста, имеющего британскую визу. Получил задание создать в Англии шпионскую сеть, приехал в Лиссабон и принялся строчить абверу донесения от своих агентов в Великобритании.
- Потрясающе!
- Это при том, что он никогда не был в Великобритании! Донесения он писал в публичной библиотеке, обложившись справочниками, путеводителями и периодической печатью! Талант!
- А зачем он поехал в Португалию? Почему он не явился к офицерам МИ-6 в Лондоне?
- Так виза-то была поддельная! Её можно было только показать абверу, в никакую Англию он бы с ней не попал. Несколько месяцев он водил немцев за нос прежде чем явиться к нам. Естественно, мы уже не могли сказать «нет».
- Имя!
- Хуан Пуйоль Гарсия.
Руперт Алласон устало закрыл глаза: неужели всё? Он нашёл его!
- Где он сейчас?
- Я слыхал, что после войны он уехал в Африку, где скончался от малярии.
- Какая жалость!
- Только поэтому я назвал Вам его имя.
Возвращение с того света
Алласон знал имя, но этого ему было мало. И он принялся искать родственников Гарбо, просто звоня всем Гарсия и всем Пуйоль, которых мог найти в телефонных книгах Испании.
Однажды, позвонив в Барселону, он услышал:
- Это мой дядя.
У Алласона перехватило дыхание:
- Он Вам случайно ничего не рассказывал о своей службе в британской разведке во время войны?
- Расспросите об этом его самого.
Алласону показалось, что земля уходит у него из под ног:
- Он жив?!
- Он живёт в Венесуэле, у него сувенирный магазин в Каракасе.
Был март 1984 года. Руперт Алласон искал агента Гарбо 13 лет.
В мае 1984 года Алласон и Хуан Пуйоль Гарсия встретились в Новом Орлеане. По настоянию Алласона Гарсия прибыл в Лондон, где был принят принцем Филиппом, встретился с бывшими сотрудниками МИ-6 и LCS.
6 июня Хуан Пуйоль Гарсия посетил Нормандию, где отдал дань памяти погибшим британским и американским солдатам.
«Я знаю, что спас много жизней, но мог бы спасти больше», - сказал он журналистам.