Ищенко: Что делать России с четвертым рейхом?

_________________




США, так же как Рейх в 1940 году, пытаются создать условия, при которых Москва окажется в международной изоляции, а они смогут со стороны наблюдать, как Россия истощает свои ресурсы в конфликте с американскими вассалами 

Паника в политических мазанках
 
Беседа Путина и Байдена взбаламутила экспертное пространство по всему миру. Отличие Украины от мира в том, что в Киеве помимо экспертов мечутся с потерянным видом топ-политики, пытаясь по отдельным фразам, движениям, мимике, а также по потоку заявлений, последовавшему за беседой, угадать о чём договорились, кто, что, кому и за сколько сдал. 

И сколько им не объясняй, что никаких договорённостей не было, просто потому, что не могло быть: позиции диаметрально противоположны, оснований для сближения никаких, предшествовавшие встрече консультации министра иностранных дел РФ и госсекретаря США откровенно провалились - не было даже намёка на взаимопонимание, - всё равно не верят, что в таких условиях два президента за час реальной беседы (ещё час ушёл на перевод) просто не в состоянии о чём-то договориться. 

Главы великих держав не могут себе позволить заключить непроработанные соглашения. Поэтому лучший случай из возможных выражался бы в договорённости поручить своим командам проработать некие темы, по которым главы государств находят возможным сблизить позиции, чтобы в ходе следующей беседы можно было рассмотреть конкретные проекты соглашений по этому поводу.
 
Заявлено ли по итогам о чём-то подобном? Заявлено, но только по одному вопросу: стороны согласились с необходимостью разработать новую систему обеспечения безопасности, которая гарантировала бы Россию и США от случайного сползания в ядерный конфликт. Та, что была выработана Кеннеди и Хрущёвым во время Карибского кризиса, уже морально устарела и не отвечает актуальным потребностям. 

Будет ли эта договорённость реализована? Не факт, но, возможно, будет. Должно ли это волновать украинскую политическую элиту? Абсолютно нет. Проблемы контроля ядерной безопасности не касаются ни Украины, ни Буркина Фасо, ни подавляющее большинство из более чем 200 признанных и непризнанных государств планеты. 

В лучшем случае к этому вопросу могут быть как-то причастны полтора десятка стран: официальные и неофициальные владельцы ядерного оружия, а также их ближайшие союзники, если они одновременно являются мощными локомотивами глобальной экономики. 
 
Броневой в роли Мюллера в фильме «17 мгновений весны» говорил: «Невозможно понять логику непрофессионала». Обратное тоже верно: в большинстве случаев непрофессионал не способен понять логику и принцип работы профессионала. Украинская власть и вся местная политическая элита жутко непрофессиональны. Их представления о политике ограничиваются микстом впечатлений полученных в детстве от просмотра «Короны Российской империи» и «Буратино». Всё более сложное, чем ярко выраженное деление на абсолютное зло и абсолютное добро, их мозг осознать не в силах. 
 
Единственное дополнение к детским впечатлениям добавила перестройка, в ходе которой оказалось, что абсолютным добром на деле могут быть предприниматели Карабас и Дуремар, а не третирующие их люмпен Буратино, пролетарии Карло и Джузеппе, а также андеграундные актёры Пьеро, Мальвина и Артемон. Это помогло украинским элитариям прийти к выводу о том, что в войне, которую вели друг против друга страны «Оси» и «Объединённые нации», победили украинские полицаи, якобы воевавшие против всех. 
 
Тем не менее, сменив полюса (поменяв хорошее на плохое) и даже сумев выделить собственное (полицайское) видение «хорошего», украинские элиты остались в рамках чёрно-белого восприятия мира. Согласно их представлениям, не могло быть так, чтобы Путин с Байденом просто обменялись информацией о занимаемых позициях, никто никого не «прогнул», никто не «слил» и никого не «сдал». Вот они и мечутся, пытаясь как шаман по звуку бубна определить назначенную им судьбу по заявлениям, проявлениям и впечатлениям. 

Это было недавно, это было давно
 
Между тем сложившаяся сегодня ситуация, как и всё в этом мире, опирается на определённый исторический опыт. Пример, который мы приведём, не полностью тождественен, ибо нельзя войти в одну воду дважды, но даёт общее представление о том, как ведутся подобные переговоры в подобной обстановке. 
 
Итак, 12 ноября 1940 года. В Берлин прибывает председатель советского правительства Вячеслав Михайлович Молотов, сопровождаемый более чем полдесятком наркомов и прочими высокопоставленными чиновниками. 

Гитлер уже разгромил Францию, уже дал задание (в июне 1940 года) разработать план кампании против СССР, директива по развёртыванию «Барбаросса» уже подготовлена ОКХ, но ещё не утверждена фюрером. В Рейхе все уже знают, что война неизбежна. В Москве тоже. Но ни одной из сторон не известно, когда она начнётся и какой будет к тому времени международная обстановка. 
 
Гитлеру переговоры были нужны, чтобы втянуть СССР в состав «Оси», предложив ему в качестве «сферы влияния» территории от Палестины до Бирмы (включительно). Согласие СССР означало бы его неизбежную войну с Великобританией. Два противника Рейха ослабят друг друга, после чего Гитлер добьёт обоих по очереди. В Берлине не без оснований полагали, что если Евразия и Африка будут поделены между странами «Оси», то США удовлетворятся тем, что никто не посягает на Латинскую Америку и воевать в одиночку против них не собирается. 
 
Гитлер исходил из формально верного предположения, что СССР стремится оттянуть войну с Германией на более поздний срок. Поэтому считал, что Москва примет его предложение и не заметит ловушку, а затем уже будет поздно что-то менять. 
 
Молотов выслушал Гитлера и Риббентропа (последнего дважды) и 14 ноября уехал домой, пообещав дать ответ в Москве. И ответ был дан оперативно. Послу Шуленбургу сообщили, что Москва готова принять предложение Германии, если…, а дальше последовали встречные требования, основанные как на уже имевшемся договоре от 1939 года, так и на новом немецком предложении. 
 
Прежде чем присоединяться к «Оси», СССР желал получить: 
 
- фактический контроль над Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией; военную базу в проливах Босфор и Дарданеллы; 
 
- отказ Японии от концессий на Северном Сахалине; 
 
- передачу Маньчжурии в советскую сферу влияния. 
 
Легко заметить, что в случае выполнения этих требований СССР обеспечивал буферные зоны на всех опасных для вторжения направлениях, блокировал Чёрное море для любого иностранного флота, отбирал у Германии практически всех союзников, вступивших 22 июня 1941 года в войну против Союза на стороне Рейха, и при этом никак не покушался на интересы Британии. 

Согласись Гитлер на такие условия, ему не то что на СССР - на Грецию и Югославию в 1941 году было бы сложно напасть (главные удары в Балканской кампании наносились с территорий Венгрии, Румынии и Болгарии). 

Естественно, на советские требования Гитлер не ответил, подписал директиву «Барбаросса» и начал готовиться к нападению на СССР в ближайшее время (в мае-июне 1941 года), с тем, чтобы Британия не успела мобилизоваться и Рейх смог бы избежать войны на два фронта. 

В СССР тоже поняли, что война начнётся в ближайший сухой сезон и резко ускорили темпы наращивания численности вооружённых сил. Главное же, Советский Союз не позволил Германии стравить его с Британией, а самой выскользнуть из ситуации войны на два фронта. 
 
Байден лучше Гитлера?
 
Как видим, переговоры велись практически в том же формате, что и два общения Путина с Байденом. Стороны обменивались своим видением ситуации и не искали пути к сближению позиций, заранее зная, что это невозможно, а использовали переговоры в качестве политического манёвра для занятия наиболее выгодной позиции перед неизбежной конфронтацией. 
 
Сейчас США, так же как Рейх в 1940 году, пытаются создать условия, при которых Россия окажется в международной изоляции (хотя бы на западном направлении) и они смогут со стороны наблюдать, как она бездарно истощает свои ресурсы в конфликте с американскими вассалами. Сами же будут набираться сил и готовить позиции для заключительного удара. 
 
Разница с 1940 годом лишь в том, что в отличие от Рейха Америка сама воевать не планирует, рассчитывая выиграть войну дипломатически, информационно и экономически. 
 
Таким образом, даже если бы некие договорённости между Путиным и Байденом были достигнуты, это не имело бы никакого практического значения, поскольку США как минимум не планируют их соблюдать, рассчитывая использовать переговоры исключительно с целью воздействия на позиции основных геополитических игроков и изменения оных позиций в свою пользу. 

Единственно существенным является восприятие предполагаемых результатов переговоров потенциальными и реальными союзниками противостоящих сторон, а также фактор времени. 
 
Время в данной ситуации играет на Россию
 
Мы уже видим, что Китай однозначно поддержал Россию, и результат переговоров Пекин устраивает. В то же время союзники США в Европе, да и политики в самих США, отнеслись к результату общения скептически, Байден подвергся критике за «уступки». В Киеве же и вовсе паника. 
 
Это всё, что надо знать о беседе Путина и Байдена. В информационном плане, в плане воздействия на союзников, Россия явно выигрывает. Впрочем, это не столько результат эффективной информационной работы Москвы, сколько большая адекватность и психическая устойчивость союзников России, а также результат многолетней политики Вашингтона, абсолютно подорвавшей доверие к США в мире. 

 

Ростислав Ищенко

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.9 (всего голосов: 17).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА