Центробанк РФ предложил ввести запрет на расчёты и производство криптовалют. Рассказываем, почему «крипта» не частное дело каждого человека, а общегосударственная проблема.
20 января Центробанк России выступил с предложением запретить в РФ расчёты, производство и обмен любой криптовалюты. Короче говоря, вскоре незаконными станут не только операции с криптовалютой, но и её майнинг. Российская финансовая система стремится обезопасить себя от криптовалютных рисков. Впрочем, к чему все эти сухие слова… тут ведь для многих трагедия!
Всего за сутки стоимость биткоина рухнула на 8%, а эфириума – второй по популярности криптовалюты – на 9%. Остальные монеты повторили путь двух лидеров рынка крипты с ещё большими показателями. И ведь это уже второй крупный обвал за месяц – первый произошёл в начале января на фоне казахстанских беспорядков, так как в Казахстане находится огромное количество мигрировавших из Китая майнинг-ферм. И третий – за год: после того, как в КНР в 2021 году запретили не только операции с криптой, но и владение ею, биткоин тоже продемонстрировал ощутимое падение.
Для тех, кто за последние годы привык считать, что нашёл «золотую жилу» – конечно, всё невесело. Но в действиях российского финансового регулятора есть своя стройная логика, которая, к тому же, подкреплена массой сторонних аргументов.
Объёмы рыночных торгов одного только биткоина за сутки (!) – около 35 миллиардов долларов (!), условная рыночная капитализация всего «битка» – больше 700 миллиардов долларов! Добавьте к этому 340 миллиардов капитализации эфириума и ещё много-много миллиардов за другие популярные монеты. Всё это давно вышло из сферы развлечений гиков и фриков и превратилось в рынок настолько огромный, что игнорировать его просто невозможно. Крипта практически легализовала себя в качестве платёжного средства, операции с ней поддерживают Visa и все остальные системы кредитных карт. Уже есть первая страна, в которой биткоин признан официальной валютой – Сальвадор. Хорошо ли будет, если бы Россия превратилась во второй Сальвадор?
Начнём с простого. Деньги должны быть чем-то обеспечены. Пусть не золотом, прошли те времена, но стабильностью экономики, репутацией правительства, объёмом промышленности и так далее. Это если мы говорим о нормальных, государственных деньгах. Но главная фишка криптовалют – та самая воспетая романтиками блокчейна «децентрализация», то есть, если на неё посмотреть под другим углом, безответственность. За стоимость криптовалют никто не несёт ответственности – и потому их будущее абсолютно непредсказуемо. Обвал национальной валюты на 8% за сутки – почти катастрофа. Для крипты это – совершенно обычно. Для азартной игры на бирже это приемлемо, для обычной экономики – дикие американские горки. Не может экономика нормально существовать в условиях, когда основная денежная единица в ней скачет на 5-10 процентов каждый день!
Далее, одна из важнейших возможностей государства смягчать финансовые потрясения – право выпускать свои деньги, включать тот самый «печатный станок». Вопреки всем примитивным страхам про неконтролируемую инфляцию, зачастую это – хорошее средство борьбы с кризисом или внезапными расходами. Эмиссия валюты – важный инструмент регулирования экономики. Но если у государства исчезнет это право?
Ничего хорошего тогда не будет. Биткоин нельзя «напечатать» и выдать им зарплату служащим и пенсии пенсионерам. Хоть ты тресни – а пока его не намайнят, количество монет не прибавится. И вот тут мы плавно переходим с темы финансов на тему энергетики и экономики. Потому что майнинг превратился в огромную проблему.
Китай запретил криптовалюты не просто так – оказалось, что их производство пожирает какие-то запредельные объёмы электричества. Без политического вмешательства ежегодное потребление энергии блокчейном в Китае к 2024 году могло бы составить 300 ТВт·ч. Это могло привести к выбросу лишних 130 миллионов тонн углерода. Это было настолько много, что ставило крест на планах Пекина достичь углеродной нейтральности к 2060 году.
После запрета в КНР майнинг-фермы перекочевали в Россию – и с предсказуемым результатом: в Иркутской области, например, энергопотребление подскочило на 150-200%, что привело к дикой нагрузке на сети и подстанции и как следствие – к авариям и отключениям из-за того, что в круглосуточном режиме работают машины для добычи криптовалюты.
Учитывая, что рост популярности майнинга в 2020-2021 был просто взрывным, нет никаких сомнений, что третье место в мире по производству крипты Россия купила бы дальнейшим коллапсом собственной энергосистемы. Ну, и про экологию тоже не забываем. Про те самые 130 миллионов тонн углерода.
Наконец, никуда не деться от криминального аспекта криптовалют. Начнём с такой «мелочи» как уже устоявшаяся традиция использования их в качестве стандартного расчётного средства за любые нелегальные делишки типа наркоторговли и т.п. Но это, на самом деле, ещё куда ни шло. Гораздо хуже то, что ушлый человек может абсолютно беспрепятственно через канал крипты вывести из страны в неизвестном направлении любые суммы. Ему не нужны для этого ни счета в офшорах, ни подставные фирмы, ни какие-то потешные манипуляции, знакомые нам по фильму «Волк с Уолл-стрит» в виде перевозки налички через границу необычными способами. Всё, что ему нужно – несколько кликов мышкой и любая сумма покидает Россию и обнаруживается где-то на Багамах. Куда позже прибывает сам довольный мошенник, бандит или коррупционер. А вот это уже, сами понимаете, очень плохо. Это реальная угроза национальной безопасности.
Не менее неприятно и то, что таким же путём почти любую сумму можно в Россию закачать. Клик-клик – и в стране появились непрозрачные и невидимые миллионы долларов на подкуп СМИ, на вмешательство в выборы, на организацию массовых беспорядков или спонсирование запрещённых организаций. Их появление и источник не то, что не видны – даже сам факт принадлежности их конкретному получателю нельзя доказать.
Так что, увы, с этим нужно было что-то делать. Тем, кто вложился в крипту и в фермы, можно только посочувствовать, но жалеть в большом масштабе не о чем.