Акцизы на алкоголь приносят в бюджет Японии всё меньше денег: с 1992 по 2019 год объёмы сборов сократились на 20%, за время пандемии – ещё на 20%. И теперь налоговая служба страны официально призывает подданных императора Нарухито бухать, бухать и ещё раз бухать. Новость, достойная "Панорамы", – и при этом официальный факт.
Забавно совпало. Только что Владимир Путин без особого энтузиазма рассказывал врио владимирского губернатора Александру Авдееву о том, что бороться с проблемой алкоголизма надо через пропаганду здорового образа жизни – и тут же из Японии пришла прямо противоположная новость. Налоговая служба объявила о конкурсе на лучшую пропаганду потребления алкоголя среди молодёжи – ибо население стареет, уменьшается, пить стали меньше, и это негативно влияет на бюджет.
Я сперва даже не поверил, но, порывшись по источникам, убедился – всё действительно так. Налоговики хотят больше денег для бюджета – и нашли золотую жилу. Возможно даже, помог русский опыт – к нашей стране в Японии относятся с очень серьёзным вниманием.
У нас это тоже было – когда в конце 1850-х годов народ осознал, сколько денег и здоровья уходит на водку и полугар, в деревнях начали массово отказываться от алкоголя. Чиновники тогда ездили по деревням и буквально уговаривали крестьян снова начать пить – как мы сейчас понимаем, авторитета власти это никак не добавляло. Министр финансов лично давил на обер-прокурора Святейшего Синода, Николай Лесков в "Соборянах" цитирует его "тезисы":
Синод не прогнулся, но светская власть была сильнее: к Первой мировой войне мы снова получили "пьяный бюджет", когда прямо или косвенно акцизы на алкоголь, сопутствующие пошлины и налоги формировали до 40% его приходной части.
Прошло полтора столетия. Русская налоговая служба далеко продвинулась в деле взимания дани с подданных, а затем и граждан. Доля пьянства в благосостоянии Минфина упала в десять раз. Четыре года назад я писал на Царьграде, что доля алкоголя в бюджете России составляла 3,3% – то есть бюджет представлял собой слабоалкогольный коктейль, основным компонентом которого была нефть; структура экономики с тех пор существенно не изменилась.
И вот теперь разумная, рациональная, цивилизованная Япония идёт по пути, который русская Церковь признала тупиковым в позапрошлом веке. Давно заржавевшие грабли снова в строю.
Государственная пропаганда общепризнанного зла, напитков, однозначно негативно влияющих на физическое здоровье и способность мыслить – что-то новенькое для послевоенной западной (а Япония крещена в западную веру 6 и 9 августа 1945 года) цивилизации.
Понятно, что японские налоговики пришли к своей глубокой идее не сами – им её подсказали на более высоком уровне. На том уровне, где принимаются решения о желаемой численности тех или иных народов, да и вообще об их праве на существование. Я не склонен верить в существование какого-то закулисного консенсуса тёмных сил – но кто ещё мог принять решение об официальном начале спаивания древней самобытной нации, вносящей серьёзный вклад в мировую экономику? Ведь точно ту же инициативу можно было провести через пивные корпорации, не привлекая государственную службу, – но японцы даже не сочли нужным маскироваться.
Вроде бы маленькое событие, но в то же время большое саморазоблачение. Ребята, у вас ВВП на душу населения в четыре раза больше, чем в России, у вас передовые технологии, образцовая рабочая культура, вы пока что пьёте меньше, чем русские, – и? Если даже столь развитая экономика не позволяет собрать нормальный госбюджет и нужно травить собственный народ, значит что-то не так с понятием "развитой экономики".
Хотелось бы, конечно, чтобы это оказалось безумной инициативой отдельных чиновников, чтобы премьер-министр или лично император в жёсткой форме осадили изобретательных налоговиков. Потому что дальше может быть всё что угодно: бюджету потребуются доходы от героина, от торговли органами и детьми, дверь открыта.
МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ