Как Николай I спас Москву от фашистов

_________________


Ширина колеи российской и европейской железной дороги в значительной мере отличается. Отечественные поезда ходят по колее шириной 152,4 см, а европейские 143,5 см. Эти различия имеют очень важный смысл.

Вообще на тему размеров желдорожной колеи в среде интернетных дилетантов-«всезнаек» ходит множество слухов и даже анекдотов. Кто-то говорит о желании превзойти западных соседей, кто-то об инженерной ошибке.

На деле же размер 152,4 см просто повторяет ширину колеи, принятую в США (тогда принятую — сейчас в США принят более поздний стандарт 147,3 cм). И в этом был большой смысл.

Когда Николаю I предложили утвердить план первой железной дороги в Российской Империи, он как мудрый политик и полководец выбрал именно американский формат. Царь понимал, что в будущих войнах будет активно использоваться железная дорога. По ней можно будет быстро доставлять на большие расстояния людей, оружие, грузы. Но США из-за океана чисто технически не могли возить грузы на российские земли по железной дороге, а вот какая-то из стран Европы — могла.

Николай приказал строить желдороги с более широкой колеей, чтобы потенциальный враг не смог своими вагонами завозить в Россию военные грузы. И в то же время чтобы Россия могла закупать импортные паровозы и вагоны — американский стандарт был уже достаточно популярен.

Принятое в 19 веке решение во многом замедлило наступление фашисткой армии на СССР. Немецкая армия в свое время недополучила более четверти объемов грузов как раз потому, что при въезде на оккупируемую территорию им приходилось каждый раз «переобувать» свои составы (или перегружать грузы из немецких вагонов в русские), что сильно замедляло работу. Да что вагоны — немецкие паровозы было невозможно использовать в России! Пришлось немцам мучительно перешивать часть путей под свой стандарт, и даже специально строить паровозы под русскую колею — трофейных паровозов катастрофически не хватало.

Тут, кстати, такая же история, как с минометами — в процессе войн в Карелии русским от финнов достались французские минометы еврогейского калибра 81.5 мм. Минометы были скопированы (это так называемый батальонный миномет 1936 года, БМ-36), но калибр у них был увеличен на пол-миллиметра, до 82 мм. Идея была в том, чтобы трофейными минами из русского миномета можно было стрелять (кучность и дальность страдали, но то такое), а вот русскими минами из европейских минометов стрелять уже было невозможно.

Для минометов калибра 120 мм этой дурью уже не страдали (хотя и могли бы). Одной из причин было то, что у немцев следующим калибром миномета был 105 мм — а наши решили шагнуть сразу дальше, на 120 мм. Затем немцы скопировали русский 120-мм миномет, да-да — но это было уже во время войны. И затем как-то в Европе русский калибр 120 мм для минометов и прижился. Французы, правда, выпендрились — и сделали 120-мм миномет нарезным, так что его мины в российские минометы не влезают:


 

Видите — на мине имеются заранее изготовленные нарезы. Идея французов в том, что гладкими трофейными минами 120-мм из их миномета стрелять можно (падает дальность), а вот их минами из русских и немецких минометов стрелять не получится — нарезы торчат за калибр.

Ну и пара слов за колею желдорог. Сегодня в мире насчитывается более 113 вариантов ширины колеи, однако самой распространенной все же остается ширина 1435 мм (так называемая «Стефенсоновская» колея). В Финляндии и Монголии ширина колеи составляет 1524 мм (5 футов). Раньше такая же колея была и в России, но новый российский стандарт — 1520 мм. Разница в 4 мм не столь существенна и не требует переоборудования состава. Колея шириной 1524 мм на различных участках используется и по сей день, в том числе во всех метрополитенах и многих трамвайных линиях. Кстати, ширина колеи первой российской железной дороги (Санкт-Петербург-Царское Село-Павловск) составляла 1829 мм (6 футов)!

В Испании, Португалии, Чили и Аргентине ширина колеи равна 1676 мм, в Канаде — 1495 мм, в США — 1473 мм (условно, потому что в США дикий разнобой, в Пенсильвании до сих пор есть дороги с колеей 1,581 и 1,588 мм, а в Балтиморе была колея даже в 1,638 мм). В большинстве южных штатов США предпочтение отдавалось ширине колеи в 5 футов (1524 мм), потому что вагоны получались шире и в них входило больше хлопка. В 1886 году США решили переходить на колею 1448 мм, но что-то у них не задалось. В Огайо использовали колею 1473 мм — и вот оттуда-то её и стали тянуть в другие штаты.

 

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 45).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА