Оливер Галич
Две недели назад Министерство обороны Украины отчиталось об очередной «пэрэмоге»: первые четыре из 13 обещанных истребителей МиГ-29 советского производства прибыли из Словакии в распоряжение ВСУ. При этом словацкие СМИ специально подчёркивали: за штурвалами были украинские лётчики. А 30 марта, выступая в словацком парламенте, вице-спикер Верховной Рады Елена Кондратюк заявила, что полученные от Братиславы МиГи уже защищают воздушное пространство над Харьковом.
Однако всё привычно обернулось «зрадой». 7 апреля брюссельское издание Euractiv со ссылкой на слова министра обороны Словакии Ярослава Надя сообщило, что в двигателях уже переданных самолётов обнаружены дефекты, передает коррепондент «ПолитНавигатора».
«Они были способны летать, но это не значит, что они также были способны к бою. Украинцы приехали в Словакию за неделю до вылета, привезли запчасти и осмотрели самолеты», – заявил Надь после того, как оппозиция во главе с партией Smer-SD бывшего премьер-министра Роберта Фицо подвергла резкой критике правительство за отказ от «ценных самолетов».
Министр предположил, что неисправности могли быть специально вызваны российскими техническими специалистами, которые, как оказалось, до прошлого года присутствовали на авиабазе Сляч в Словакии.
«Даже полиция проводила расследование на основе наших подозрений. В двигателях самолетов находились части, к которым имели доступ словацкие специалисты, а были части, к которым имели доступ только российские техники. Дефекты появились только в тех частях, к которым имели доступ россияне», – утверждал Надь.
«Хотя расследование не доказало умысла, Министерство обороны Словакии «почувствовало потерю доверия к российским техникам в Сляче, потому что дефекты продолжали появляться в местах, до которых могли добраться только они», – добавил министр.
Генерал-лейтенант Любомир Свобода, словацкий военный лётчик самого высокого звания, также предположил, что россияне намеренно повредили самолеты, пишет Euractiv.
«Мы приняли от них двигатель, который должен был проработать в полёте 350 часов. А в итоге он налетал всего 70 часов. Что мы можем с этим сделать? Возможно, была плохая работа, назовем это так. Я не знаю», – сказал военный в интервью словацкому изданию Denník N.
Судя по всему, информация о дефектах переданных Словакией самолётах МиГ-29 является правдой. Буквально несколько дней назад официальный представитель ВВС Украины Юрий Игнат заявил на пресс-конференции в Киеве, что истребители, которые Украина получает из Польши и Словакии, «улучшают возможности ВВС Украины, но они устарели и имеют плохие технические характеристики».
В Польше после этого политики и военные (в частности, отставной генерал Мирослав Рожанский) резко ответили, что переданные Варшавой МиГи вполне боеспособны, и до недавнего времени принимали участие в миссиях НАТО по патрулированию воздушного пространства стран Прибалтики. А вот в Словакии тогда промолчали.
Нынешние же заявления словацкого министра обороны, скорее всего, нацелены не столько на оправдание перед Киевом, сколько на внутреннюю аудиторию – в преддверии парламентских выборов, намеченных на осень. Словаков пытаются убедить, что Украине на самом деле передали чуть ли не металлолом, а в том, что боевые самолёты оказались в таком состоянии, виноваты не власти страны, а злобные русские.