Русь и варяги, семантический анализ

_______________

casper_nn

Аватар пользователя casper_nn

Для понимания письменного источника необходимо понимать смысл терминов, которые использует автор. К сожалению, в случае с русскими летописями, спор идет даже о таких базовых понятиях как варяги и русь. В данной статье мы начнем анализ текста главного источника по истории Киевской Руси «Повести временных лет» с семантического анализа данных терминов.

Для начала разберемся с тем, что такое летопись. Летопись (дословно описание лет), это литературный жанр, который является аналогом «хроник» или «анналов» - описание происходящих событий по годам.

«Повесть временных лет» была создана на основе более ранних письменных источников и устных сказаний, и записана в различных летописях. Сочинение состоит из введения (не датируемой части), и записей по годам с 852 по 1117. Таким образом, охватывается период в 266 лет, в который попадает основание государства Рюриком и Олегом, его укрепление Игорем и Ольгой, расширение Святославом, крещение Руси Владимиром, расцвет эпохи Ярослава, раздробленность и усобица, устроенная князьями, и опять укрепление при Владимире Мономахе. На последнем летопись обрывается.

Повесть временных лет дошла до нас в различных летописях, причем некоторые из них в нескольких списках (от слова списать), с некоторыми разночтениями. Списки и летописи чаще всего называются по месту обнаружения.  Мы с вами будем работать с текстом, изданным по Ипатьевскому списку Ипатьевской летописи, хранящемуся в Библиотеке РАН (шифр 16.4.4). Описки и пропуски исправляются в основном по списку той же летописи — Хлебниковскому XVI в. (хранится в РНБ, шифр F.ІѴ.230), который, восходя с Ипатьевским к общему оригиналу, часто содержит более правильные чтения. В необходимых случаях для исправления привлекаются и списки так называемой второй редакции «Повести» — Лаврентьевский (РНБ, шифр F. п. № 2) и Радзивилловский (Библиотека РАН, шифр 34.5.30).

Текст находится вот тут , при желании можно открыть оригинал, перевод, или синхронный перевод с комментариями по расхождениям с другими списками. Перевод и комментарии О. В. Творогова.

Ответ на вопрос, что такое русь и варяги можно найти в самом начале, в не датируемой части летописи, а именно в описании племен, относящихся к Иафетову колену (в переводе на современный к европеоидам). Приведу два абзаца полностью. В тексте они идут один за другим.

«Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида, Боспор, меоты, дереви, сарматы, тавриане, Скифия, фракийцы, Македония, Далмация, молоссы, Фессалия, Локрида, Пеления, именуемая также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лухития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Кифера, Закинф, Кефалония, Итака, Корфу, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря, на север, Дунай, Днестр, и Кавкасийские горы, то есть Венгерские, и оттуда, скажем, до самого Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части обитает русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Поляки же и пруссы, и чудь сидят близ моря Варяжского. По этому же морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской.

Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.»

Карту можно открыть в отдельном окне в хорошем разрешении.

Итак, что мы видим, при перечислении племен Иафетового колена, русь и варяги упоминаются дважды сначала в первом абзаце, затем во втором. Можно сделать предположение, что абзацы взяты из двух разных источников и скомпилированы летописцем.

В первом абзаце перечисляются племена, живущие на севере Руси по соседству с ильменскими  славянами и вятичами и по южному побережью Балтийского Моря.  Во втором абзаце перечисляются различные племена, населяющие Европу и Скандинавию и опять повторяются варяги и русь.

Исходя из контекста варяги и русь являются названиями племен. Это такие же этнонимы, обозначающие племенную принадлежность, как «шведы, «готы», «немцы» или «римляне» и стоят они в одном ряду с этими словами. Приводимые некоторыми учеными гипотезы значений «феодальная элита», «наемники», «викинги», «пираты», «солевары» по этой причине недостоверны.

Наименование «Балтийское море» выводят из латышского «балтс» и литовского «балтас» («белый»). У славян оно называлось Варяжским, что отражено в тексте. В некоторых западных источниках 10 в. оно называлось морем Ругов,  а в 11 в них впервые встречается название Балтикум.

Называть моря по известному этносу, которое из него приходит обычная практика того времени. Проведу исторические параллели: Каспийское море поименовано по некогда обитавшему в Закавказье народу каспи; у некоторых народов оно называлось Аварским, а на фарси Каспийское море будет Дарйа-е-хазар то есть Хазарское море; Хвалынское море или Хвалисское море — древнерусское название, происходящее от названия жителей Хорезма, торговавших на Каспии — хвалисы. Черное море долгое время называлось арабами Русским морем. Название «Варяжское море» говорит нам о том, что для населения севера Руси племя варягов было первым, которое пришло из этого моря, причем контакты эти были не единичными, и варяги должны были вести активную деятельность, чтобы их именем назвали море.

Единственными кандидатом с племенным именем из которого можно получить «варяги» являются племена, живущие на южном побережье Балтики. В 7 веке самым северо-западным из племен полабских славян из союза Бодричей было племя Вагров (Варинов), с главным городом Старградом. Когда-то это племя главенствовало над остальными соседними славянскими племенами, но затем потеряло свое первенство. К истории западных славян мы вернемся позднее, в отдельных статьях.  

Что касается географического положения Варягов. Летописец помещает их «по морю» то есть на побережье, от земли Английской на западе и до пределов Симовых на востоке. Земля Англицкая это не Британия, как утверждают некоторые норманисты, они либо намеренно вводят в заблуждение, либо не читали абзац целиком. Британия известна летописцу как остров и так и называется (по разным спискам «Вротанией», «Вретанией», «Британией»). Земля Английская это юго-восточная часть Ютландского полуострова, родина англо-саксов, из которой они и переселялись в Британию в середине 5-го века.  На большой карте видно подпись «саксы» слева от союза бодричей в который входили и те самые «варины», «вары», «вагры», населявшие Вагрию. А вот с пределом Симовым уже сложнее – общепринятое мнение, что им называют Волгу, за которой и начинались восточные «земли Симовы». В современной науке на запад до Волги располагают исключительно финно-угорские племена. Были ли там переселенцы из балтики, и если были, то какую роль сыграли – непонятно. Надеюсь, когда-нибудь вопрос будет выяснен. Но сейчас фразу про «предел Симов» предпочитают лишний раз не упоминать ни норманисты ни антинорманисты.

Так же, по приведенному отрывку можно сказать, что варяги и руссы не являются шведами, норманнами или готами, об этом говорит  наличие во втором абзаце в одном перечислении варягов, руси вместе с этими скандинавскими племенами. Летописец различает эти племена, он знаком и с русами и со шведами. По этой причине заимствование финского названия шведов крайне сомнительно, для обозначения этого племени летописец использует слово которым во всех странах представлялись сами шведы "свеи".

Итак, первые выводы:

  • Варяги и Русь это этнонимы.
  • Варяги дали название Варяжскому морю, значит это племя имело ранние обширные контакты с населением северной Руси.
  • В синхронных западных источниках найдено подходящее по названию и расположению племя.
  • Этнонимы варяги и русь не являются синонимами шведам, норманнам или готам.

 Разберемся теперь с призванием варягов и взаимосвязи этнонимов русь и варяги.

В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

И сразу видим противоречие с ранее сделанными выводами «варяги и русь» это два разных этнонима, но в записи за 862 год русь причисляется к варягам - прямо говорится «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы». Как же это объяснить? Давайте опять проводить исторические параллели. Племя скифов перестало существовать в 3 веке нашей эры, тем не менее, греки упорно называют русов скифами даже спустя 600 лет, в силу исторической традиции. Хорошо известны племена полян, древлян, вятичей, но для соседних народов они были либо просто славянами (саклиба) либо, позднее, русами. К 9-му веку племя варинов перестало занимать лидирующие позиции на балтике, из славянских племен там больше плавали руяне(руги), а из скандинавских – даны. Вспомним название «Море Ругов» из западных источников. Таким образом, по приведенной записи мы можем сделать предположение, что этноним варяги, был перенесен и на других жителей Балтики. Это предположение подтверждается в более поздних текстах, где варягами называют даже немцев.

Историк А.Г. Кузьмин, констатируя наличие в индоевропейских языках основного обозначения воды словом «вар», заключал, что «романо-кельтскому суффиксу "ин" в этнонимах в германских языках часто соответствует "инг", переходящий у западных славян в "анг" и у восточных в "яг". "Варяги", следовательно, значит "поморяне"». Варягами затем будут именовать на Руси всю совокупность славянских и славяноязычных народов, проживавших на южном побережье Балтики от польского Поморья до Вагрии включительно, а еще позднее - многих из западноевропейцев

Остается еще вопрос по сообщению «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти», —  относить ли к варягам шведов, норманнов и англов, или только южное побережье Балтики? Если «как другие называются» это просто сравнение других самоназваний племен, то скандинавы варягами не являются. Если же тут пропущено смысловое «как другие варяги называются», то скандинавов можно считать варягами. Думаю однозначного ответа дать нельзя, поэтому мы будем считать, что варягами могли называть любых жителей побережья балтийского моря.

Уточнение первоначальных выводов:

  • Этноним «варяги» со временем стал применяться к любым пришельцем из Балтики, поэтому наиболее верный смысловой перевод для датируемой части летописи будет «балтиец».
  • В случае с призванием, есть конкретизация, какое именно из балтийских племен было призвано – это племя с самоназванием русь.
  • Из тезиса «Этнонимы варяги и русь не являются синонимами шведам, норманнам или готам» убираем Варягов поскольку слово перестало быть только названием племени, а получило более расширенную трактовку «балтиец».

Осталось выяснить на каком языке говорило это самое племя русь. Выдвину смелую гипотезу: «Племя русь говорило на одном из славянских языков, а именно на русском языке». Я сам понимаю идиотизм ситуации, зачем доказывать очевидные вещи, но последователи Клейна и Петрухина считают, что «русь» это шведы. Соответственно они говорили на шведском.

Запись за год 898, самый конец.

«Поэтому учитель славян — Павел, из тех же славян — и мы, русь; поэтому и нам, руси, учитель апостол Павел, так как учил славянский народ и поставил по себе у славян епископом и наместником Андроника. А славянский народ и русский един. От варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами же прозваны были потому, что сидели в поле, а язык им был общий — славянский.»

Призванные из-за моря варяги называемые русью основали новые города, имеющие славянские названия, да и вообще на Руси не встречается скандинавских топонимав и гидронимов. О ничтожности влияния скандинавского на русский я тоже уже подробно писал.

Подводим итоги:

  • Варяги и Русь - этнонимы.
  • Варяги дали название Варяжскому морю, значит это племя имело ранние обширные контакты с населением северной Руси.
  • В синхронных западных источниках найдено подходящее по названию и расположению племя.
  • Изначально Варяги было только названием племени, затем слово получило более расширенную трактовку «балтиец». Без дополнительных указаний в тексте нельзя точно понять какое племя, или совокупность племен скрывается за термином «варяги».
  • В случае с призванием Рюрика такое указание есть – призвано племя русь.
  • Этноним русь не является синонимом шведам, норманнам или готам.
  • Русь – славянское племя, говорившее на русском языке. Летописец ассоциирует всех славян с русью, называя их единым народом.

Вот так «призвание варягов» превращается в «призвание руси». Но некоторые ученые предпочитают заменять многоточиями фразы, из которых следует такой вывод. В следующей статье мы произведем статистический  анализ  встречаемости различных этнонимов, включая русь,  варяги , поляне, древляне, греки а так же не забудем и про степняков – печенегов, угров, торков и половцев. Посмотрим в какой период какой этноним наиболее часто упоминается, как они влияют друг на друга, и как частота изменяется в динамике за весь период, охваченный повестью временных лет.

Рейтинг: 
Пока нет голосов.

Категории:

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА