Ровно 795 лет назад, 12 марта 1229 года армии крестоносцев во главе с императором Священной Римской Империи Фридрихом Гогенштауфеном удалось вторично овладеть Иерусалимом, из которого их предшественников тридцатью годами ранее выгнали мусульмане под предводительством выдающегося египетского полководца Салах-ад-Дина.
Шестой крестовый поход, затеянный Фридрихом, был пожалуй, самым курьезным и парадоксальным из всех подобных мероприятий. Во-первых, его руководитель, поссорившись с папой римским Григорием IX, еще в 1227 году был отлучен понтификом от церкви. Однако Фридриха это нисколько не смутило, поскольку его вассалы сохранили ему верность, несмотря на то, что папа аннулировал их вассальные клятвы. В крестовый поход он отправился по собственной инициативе и без церковного благословения. Оказывается, такое тоже было возможно.
Более того, папа публично объявил, что католическая церковь выступает против крестового похода (!) и назвал Фридриха «нечествицем». Несмотря на это, император всего с несколькими сотнями рыцарей и солдат в сентябре 1228 года приплыл в Палестину и там вступил в тайные переговоры с египетским султаном Аль-Камилем о передаче ему Иерусалима и еще нескольких библейских городов в обмен на помощь против восставших против султана жителей Сирии.
Переговоры завершились для Фридриха полным успехом: Аль-Камиль согласился передать под его контроль не только Иерусалим, но также Назарет, Сидон, Яффу и Вифлеем, правда, в обмен на обещание не строить вокруг этих городов укрепления и оставить за мусульманами все имевшиеся там мечети и прочие религиозные объекты, а также — не чинить им препятствий в исполнении своих обрядов.
Пожалуй, это был первый в истории широкомасштабный международный договор о веротерпимости, заключенный между представителями двух великих авраамических конфессий. К сожалению, этот опыт не получил распространения и был крайне враждебно воспринят католическим духовенством.
Фридриху не пришлось отправлять своих людей на помощь Аль-Камилю, так как тот самостоятельно сумел справиться с сирийскими мятежниками. Таким образом, крестовый поход «нечестивца» и «отлученца» оказался едва ли не самым успешным и при этом — самым бескровным из всех, поскольку в нем не погибло ни одного человека.
18 марта 1229 года Фридрих в храме Гроба Господня торжественно возложил на себя корону короля Иерусалимского королевства. Узнав о таких результатах, папа пришел в ярость, закономерно увидев в них подрыв своего авторитета. Первым делом он наложил на всех жителей Иерусалима и прочих городов Палестины, подконтрольных Фридриху, интердикт, то есть, запрет на совершение религиозных обрядов, а также призвал членов духовно-рыцарских орденов тамплиеров и госпитальеров к восстанию против новоявленного монарха.
До этого, впрочем, дело не дошло. Тогда Григорий, собрав наемное войско, двинул его на территорию Сицилийского королевства, входившего в состав империи Фридриха. Чтобы отбить нападение, Фридриху пришлось срочно возвращаться в Европу, оставив в Иерусалиме своего наместника. Однако тот продержался недолго и вскоре был свергнут местными баронами под предводительством бейрутского сеньора Жана Ибелина.
Иерусалим перешел под контроль «старых крестоносцев», которые не даже не думали соблюдать гарантии, данные императором в отношении мусульманского населения. Однако их правление тоже было недолгим. Уже в 1244 году новый султан Египта Ас-Салих при поддержке своих союзников из государства Хорезмшахов разгромил рыцарское войско и отбил Иерусалим у христиан, оттеснив их к побережью Средиземного моря. Эпоха крестовых походов закономерно близилась к своему завершению.
На заставке картина Артура Георга фон Рамберга, на которой мусульманская иерусалимская знать выражает покорность и приносит дары новому королю.
Материал: https://vikond65.livejournal.com/1900122.html