Это - уже появившееся фото Асада с женой в Москве. Бежал он к нам. Но почему - если, по мнению экспертов, в последние годы он вставлял лишь палки в колеса российско-сирийским экономическим отношениям?
Всегда важнее и достовернее узнавать о причинах событий из уст тех, кто это видел и был, можно сказать очевидцем.
Вот, например, российский военный медик Дмитрий Омутных, вернувшись несколько дней назад оттуда, вместе с восемью сослуживцами, в своем небольшом интервью для aif.ru сказал следующее:
"В последние годы мы сталкивались со странным отношением сирийцев к русским. Доходило до абсурда: запрещали регистрировать или продавать лекарства. Конечно, не напрямую: просто выставляли запредельные требования, которые невозможно выполнить. Восток - дело тонкое.
И так по всем направлениям - по промышленности, инвестициям. Наш крупный бизнес не смог зайти на местный рынок из-за бюрократических преград... По моему мнению, там был саботаж".
Еще более обширной информацией делится полковник запаса, первый министр госбезопасности ДНР, а ныне политолог Андрей Пинчук, который также неоднократно бывал в Сирии.
Он рассказал, что в 2017 году оказался в составе первой межправительственной делегации, которая прилетела из Москвы в Дамаск. Задачей этой делегации было сформировать дорожную карту по направлениям промышленности, экономики, образования, для того чтобы провести реальную интеграцию и обеспечить экономическое и прочее присутствие России в регионе, который только-только был героически освобождён русскими войсками.
Это должно было закрепить политическое и экономическое присутствие России в послевоенной Сирии.
В дальнейшем он принимал участие в нескольких русско-сирийских форумах и изнутри наблюдал, каким образом предпринимаются усилия по подобной интеграции.
И теперь он говорит:
"Это была самая настоящая профанация. И это одна из глубинных причин, которая в конце концов привела к тому, к чему привела.
Сирийцы действительно ждали финансирования от России. А потенциальные спонсоры, инвесторы ждали отмашки о том, чтобы такую работу проводить только после освобождения Идлиба как гарантии устойчивости Сирии. Такого освобождения, как известно, не произошло.
В итоге Сирия оказалась без реального промышленного инвестора и стала погружаться в нищету. А китайцы, которые пришли с определёнными деньгами, были заинтересованы только, естественно, в вкитайских интересах. То есть в определённых транспортных и прочих проектах.
Соответственно, Башар Асад, который был ограничен экономическими и финансовыми санкциями, даже если бы очень захотел, не смог бы развернуть какие-то реальные проекты восстановления страны. Потому что самые ресурсные территории были заняты либо курдами, либо американцами, либо турками.
Одним из главных условий обеспечения доступа к этим территориям и ресурсам были политические реформы - но они неизбежно смели бы Асада. Соответственно, Асад оказался перед выбором: попытаться сохранить власть или попытаться развивать страну.
И он выбрал тот путь, который выбрал. Соответственно, российский фактор оказался там в тупике. Военная победа оказалась не закреплена гражданскими институтами".
А это отставной полковник спецслужб говорит уже о том, как теперь сложилась ситуация в Сирии с точки зрения интересов различных стран:
"С одной стороны, можно наблюдать мощное усиление Израиля, который смог практически решить проблему "Хезболлы", отрезав Иран от Ливана и соответствующих военных баз и, таким образом, понизить потенциал ХАМАС.
С другой стороны, наблюдается мощнейшее усиление Турции, которая получила протурецкий анклав. Турецкий "султан" Реджеп Тайип Эрдоган очень умело разыграл сирийскую карту.
Также имеется усиление роли США в регионе благодаря их союзу с курдами.
Ну и в целом наблюдается усиление исламизации, так как был выбит один из ключевых элементов неисламского миропорядка.
Кроме этого, естественно, мы получаем со стороны Турции перспективу строительства того самого катарского газопровода, что является альтернативой "Турецкому потоку" и, соответственно, тоже бьёт по интересам России - уже энергетическим.
И это помимо того, что России и Иран оказались в роли аутсайдеров, которые не смогли поддержать ставку, которую сделали. То есть, в Сирии русские потеряли не просто союзника, а возможность копирования, тиражирования и продвижения полноценной русской модели Империи. То есть в Сирии выиграли практически все, кроме России".
А вот что эксперт сказал после слов Эрдогана о том, что в мировой политике остались только два опытных лидера - он и Владимир Путин. Турецкий президент, едва пал Дамаск, отметил, что у него и у Путина по 22 года работы в политике.
Пинчук уверен, что Эрдоган после "демонстративной оплеухи" России просто пытается "подсластить пилюлю" комплиментами:
"Известная турецкая хитрость проявляется в разных аспектах. Эрдоган прекрасно понимает, что он нанёс удар по интересам России. И он пытается откупиться от конкретных негативных материальных военных последствий такими пустыми обещаниями.
В нашей внешней политике, к сожалению, иногда есть такой момент, когда подобные словесные комплименты помогают получить что-то от Москвы. Например, бонусы в виде газа, списания внешних долгов...
И Эрдоган, будучи изощрённым политиком, знает, что после демонстративной фактической оплеухи нужно подсластить пилюлю".
Примерно такого же мнения, как и Пинчук, о провале отношений России и Сирии при Асаде, придерживается и эксперт по Ближнему Востоку Александр Харченко:
"Ситуация в Сирии показывает, что мало решить проблему военным путем и почивать на лаврах. Да, у сирийского народа поначалу был небывалый подъем и запрос на перемены и улучшение жизни. Но что они получили вместо этого? Все это время в террористическом Идлибе электричество включали куда чаще, чем в свободном Алеппо, там имелся бензин, газ и бойко шла торговля. К тому же в Сирии тотально разложилась армия - им даже не поднимали жалование. Неудивительно, что многие и перешли на "подножный корм", а часть людей переметнулась ко вчерашним врагам.
Когда началось наступление боевиков, солдаты просто не понимали, для чего они должны гибнуть на фронте. У них были и техника, и боеприпасы, но вот ради чего им стрелять в террористов? Да, остановят боевиков, да, потеряют пару тысяч солдат, но зачем это всё, если после победы станет ещё хуже?
А это как раз значит, что победа на Украине ещё ничего не гарантирует. Если у России не будет адекватного "образа будущего", а главное - конкретных изменений в жизни народа и государства, то, даже если мы возьмем Украину до Львова, перспективы останутся "сирийскими". Поэтому никакого "договорняка" по Украине быть не должно. Пока же ни одна из задач СВО не выполнена, а немалое число русских людей лежат в земле, при этом у нас есть свои серьёзные внутренние проблемы - мигранты, генералы-казнокрады и "голубые огоньки" с Инстасамками".
А вот у известного военного блогера Юрия Подоляки, как ни странно, довольно оптимический взгляд на Сирию, с точки зрения российских интересов:
"Сирия после Асада... Сегодня у сирийских боевиков и террористов, которых в т.ч. и наш МИД уже величает "законной оппозицией", праздник. Праздник грабежа, удовлетворения низменных инстинктов и полной эйфории после долгих годов лишений и поражений. Они победили Башара Асада, против которого сражались 13 лет.
Впрочем, самые умные из боевиков уже поняли, что противостояние не окончено. Всё только начинается. Те же курды не дадут соврать - они уже сопротивляются геноциду со стороны "протурецких сил" и своим примером показывают, что сражаться с "бармалеями" не только было можно, но и нужно.
Практически неизбежна война формирований уже внутри Сирии. Очень уж разнородна компания сил, пришедших делить территорию, влияние, ресурсы. Уход Асада не стал возможностью распутать клубок противоречий. Скорее наоборот - если раньше объединяющей идеей для оппонентов было свержение режима, то теперь вчерашние союзники сами станут врагами.
А потому новая борьба друг с другом начнется уже очень скоро. Тем более что для обычных сирийцев приехавшие из Средней Азии, Кавказа и Афганистана "суровые бородачи" ещё более чужие, чем даже турки.
Не говоря уже о том, что из тюрем выпустили боевиков ИГИЛ, так что жестокие столкновения - это вопрос времени.
В Турции уже поняли, какого джинна из бутылки они выпустили. Пока продолжаются стычки, остатки мирной Сирии, в том числе беженцев, придётся кормить именно Анкаре. Не поздоровится и Европе - часть вынужденных переселенцев ринутся туда. Таким образом, события в Сирии нельзя считать проигрышем России и победой коллективного Запада.
На Западе СМИ находятся в эйфории от того, что им (вместе с ещё вчерашними террористами, резавшими головы мирным) удалось победить в Сирии русских. Во-первых, не им, а Турции. А во-вторых, не победить, а проиграть. И это они почувствуют уже очень скоро. Ну а потом придёт время, и самой Турции начать нести бремя Новоосманской империи, которую так долго пытался выстроить султан Эрдоган. И который к этому сегодня близок, как никогда. Правда, для этого ему ещё надо победить в борьбе, которая сегодня для него на этом пути свержением Асада не заканчивается, а только начинается".
ilyavaliev