Психология жертвы

_____

 



Автор фото: Alexander Wienerberger


В чет­вер­тую суб­бо­ту нояб­ря, 22-го, Укра­и­на отмечает День памя­ти жертв голо­до­мо­ра. Имен­но отме­чает, ибо это дей­стви­тель­но наци­о­наль­ный празд­ник. Фак­ти­че­ски — день рож­де­ния укра­ин­ской поли­ти­че­ской нации.


Эду­ард Лимо­нов как-то оха­рак­те­ри­зо­вал укра­ин­цев емкой фра­зой: «Им обя­за­тель­но нуж­но наци­о­наль­ное горе». Он отме­чал, что укра­ин­ская лите­ра­ту­ра XIX и нача­ла XX веков была «уби­та напрочь» темой закре­по­ще­ния, а сей­час наци­о­на­ли­сти­че­ская Укра­и­на исполь­зу­ет «сказ­ку о голо­до­мо­ре» для объ­еди­не­ния наро­да в обра­зе кол­лек­тив­ной жерт­вы рус­ских «рево­лю­ци­о­не­ров и ста­ли­ни­стов».

Лимо­нов в кон­це той замет­ки напи­сал: «Силь­ным госу­дар­ством с такой пси­хо­ло­ги­ей «жерт­вы» они нико­гда не ста­нут».

Но дело тут, конеч­но, несколь­ко слож­нее. Ведь самое глав­ное — кто и зачем в XXI веке навя­зы­ва­ет эту пси­хо­ло­гию целой стране.

В этно­по­ли­то­ло­гии есть такое поня­тие — жерт­вен­ный миф. Любую чело­ве­че­скую общ­ность быст­рее все­го скреп­ля­ют страх и нена­висть, а пред­став­ле­ние о себе как о несчаст­ном наро­де, веч­но стра­да­ю­щем от про­ис­ков жесто­ко­го сосе­да, глав­ная цель кото­ро­го тебя уни­что­жить, луч­ше все­го фор­ми­ру­ет чув­ство наци­о­наль­ной иден­тич­но­сти. Кто такие укра­ин­цы? Это те, кого во все века пыта­лись уни­что­жить «злые мос­ка­ли».

В этом смыс­ле жерт­вен­ные мифы куда опас­нее мифов геро­и­че­ских, кото­ры­ми так­же напол­не­ны новые учеб­ни­ки по исто­рии Укра­и­ны. Но имен­но жерт­вен­ные мифы порож­да­ют у наро­да кол­лек­тив­ную агрес­сию, они оправ­ды­ва­ют в созна­нии обы­ва­те­ля любые сред­ства защи­ты и самые лютые звер­ства в отно­ше­нии «ковар­но­го сосе­да» и свя­зан­но­го с ним «внут­рен­не­го вра­га», «пре­да­те­ля» (сви­де­те­ля­ми этой необъ­яс­ни­мой жесто­ко­сти к рус­ско­языч­но­му насе­ле­нию Дон­бас­са и все­го юго-восто­ка Укра­и­ны мы явля­ем­ся с 2014 года).

…Нача­лась исто­рия голо­до­мо­ра с Рональ­да Рей­га­на. Став пре­зи­ден­том США, быв­ший гол­ли­вуд­ский актер объ­явил СССР «импе­ри­ей зла» и напра­вил огром­ные финан­со­вые сред­ства на инфор­ма­ци­он­ную борь­бу про­тив Моск­вы. Важ­ней­шим ресур­сом для него ста­ла укра­ин­ская диас­по­ра — и в США, и в Кана­де.

Так в 1980‑е годы и роди­лась «бле­стя­щая» идея: пред­ста­вить голод 1932—1933 годов (дей­стви­тель­но огром­ную тра­ге­дию, остав­шу­ю­ся в народ­ной памя­ти) как спла­ни­ро­ван­ную руко­вод­ством СССР акцию «для подав­ле­ния анти­со­вет­ско­го дви­же­ния на Укра­ине», а поз­же — как целе­на­прав­лен­ный гено­цид укра­ин­цев.

В 1983—1984 годах вышли пер­вые моно­гра­фии на эту тему, авто­ры кото­рых явля­лись спе­ци­а­ли­ста­ми по анти­со­вет­ской про­па­ган­де, а пото­му они с лег­ко­стью шли на наме­рен­ный под­лог и иска­же­ние исто­ри­че­ских фак­тов. Тогда же в Кана­де был создан мемо­ри­ал жертв голо­до­мо­ра. А тезис «голо­до­мор — гено­цид укра­ин­цев» окон­ча­тель­но был оформ­лен в 1988 году сила­ми спе­ци­аль­ной комис­сии кон­грес­са США по укра­ин­ско­му голо­ду (Commission on the Ukraine Famine).

Сто­ит заме­тить, что на Запа­де даже во вре­ме­на холод­ной вой­ны нахо­ди­лись люди — жур­на­ли­сты, исто­ри­ки, — не про­сто осо­зна­вав­шие иди­о­тизм дан­ных «науч­ных иссле­до­ва­ний», но имев­шие сме­лость пуб­лич­но заяв­лять об этом.

Напри­мер, канад­ский жур­на­лист Дуглас Тоттл еще в 1987 году напи­сал кни­гу «Мошен­ни­че­ство, голод и фашизм: миф о гено­ци­де укра­ин­цев от Гит­ле­ра до Гар­вар­да», в кото­рой раз­вен­чал все фей­ки о голо­де в СССР, навя­зы­ва­е­мые бан­де­ров­ской частью укра­ин­ской эми­гра­ции.

Насколь­ко я знаю, до сих пор нет пол­но­цен­но­го пере­во­да этой важ­ней­шей кни­ги на рус­ский язык. В СССР тема голо­да обыч­но замал­чи­ва­лась, а в новой Рос­сии после 1991 года на какое-то вре­мя был бук­валь­но уте­рян исто­ри­че­ский суве­ре­ни­тет.

Рабо­тав­шие на сред­ства аме­ри­кан­ских и канад­ских фон­дов исто­ри­ки совер­шен­но спо­кой­но транс­ли­ро­ва­ли эти мифы как в рос­сий­ской пуб­ли­ци­сти­ке, так и в науч­ной сре­де. А на Укра­ине после 1991 года раз­ра­бот­ки комис­сии кон­грес­са США нача­ли пре­крас­но рабо­тать на бла­го созда­ния новой поли­ти­че­ской нации. Здесь мож­но вспом­нить извест­ную фра­зу Лео­ни­да Куч­мы: «Укра­и­ну мы созда­ли, теперь нуж­но создать укра­ин­цев». День памя­ти жертв голо­до­мо­ра был уста­нов­лен имен­но ука­зом вто­ро­го пре­зи­ден­та неза­ви­си­мой Укра­и­ны еще в 1998 году.

Но насто­я­щая ата­ка на исто­рию нача­лась после «оран­же­вой рево­лю­ции» 2004 года, когда к вла­сти при­шли откро­вен­но про­за­пад­ные силы во гла­ве с Ющен­ко. Из-за гра­ни­цы — в пода­рок от укра­ин­ской диас­по­ры — на Укра­и­ну хлы­нул поток наци­о­на­ли­сти­че­ской лите­ра­ту­ры, а так­же аме­ри­кан­ские и канад­ские мето­дич­ки по исто­рии. Нача­лась геро­иза­ция укра­ин­ских кол­ла­бо­ран­тов и воен­ных пре­ступ­ни­ков, голо­до­мор на госу­дар­ствен­ном уровне был объ­яв­лен гено­ци­дом, вве­де­на ответ­ствен­ность за его отри­ца­ние. Миф закре­пи­ли юри­ди­че­ски.

А теперь несколь­ко фак­тов.

После Октябрь­ской рево­лю­ции стра­ны Запа­да вве­ли про­тив Совет­ской Рос­сии жесто­чай­шие санк­ции. Это был курс на тоталь­ную, уду­ша­ю­щую эко­но­ми­че­скую изо­ля­цию. Посте­пен­но тор­го­вые отно­ше­ния воз­об­но­ви­лись, но в 1925 году Запад поста­вил усло­вие: новое обо­ру­до­ва­ние и тех­но­ло­гии они про­да­ют не за золо­то, а за нефть, лес и зер­но. А с 1930 года — ТОЛЬКО ЗА ЗЕРНО.

В СССР шла инду­стри­а­ли­за­ция: боль­шая вой­на была на гори­зон­те, и все это осо­зна­ва­ли. Сроч­но тре­бо­ва­лись и тех­но­ло­гии, и обо­ру­до­ва­ние. Москва рас­пла­чи­ва­лась за них зер­ном.

И в этот же пери­од США, Фран­ция, а затем Юго­сла­вия, Бель­гия, Вен­грия и Румы­ния объ­яви­ли о вве­де­нии огром­ных ввоз­ных пошлин на совет­ские това­ры, что лиши­ло их кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти. СССР ока­зал­ся фак­ти­че­ски банк­ро­том: стра­на не мог­ла заку­пать за рубе­жом не толь­ко обо­ру­до­ва­ние, но и необ­хо­ди­мые для выжи­ва­ния про­дук­ты.

Так что голод в СССР спро­во­ци­ро­ва­ла пре­ступ­ная санк­ци­он­ная поли­ти­ка США, Вели­ко­бри­та­нии, Фран­ции и ряда дру­гих запад­ных стран.

А еще — крайне небла­го­при­ят­ные погод­ные усло­вия, при­вед­шие в том чис­ле к силь­ней­шей засу­хе 1931 года, кото­рая погу­би­ла в Евро­пе зна­чи­тель­ную часть уро­жая. Кре­стьяне от голо­да уми­ра­ли и в Поль­ше, и в Чехо­сло­ва­кии.

Конеч­но, боль­шую роль сыг­ра­ли ошиб­ки при про­ве­де­нии кол­лек­ти­ви­за­ции, а неко­то­рые пар­тий­ные работ­ни­ки на местах бук­валь­но звер­ство­ва­ли, изы­мая хлеб у насе­ле­ния. Ино­гда — что­бы выслу­жить­ся перед Моск­вой, а порой, наобо­рот, что­бы вызвать недо­воль­ство наро­да цен­траль­ной вла­стью. Тогда в СССР шла ост­рая поли­ти­че­ская борь­ба.

Но кто изы­мал хлеб? Мест­ные пар­тий­ные эли­ты. Соот­вет­ствен­но, в УССР это были в основ­ном этни­че­ские укра­ин­цы. Те самые люди, кото­рые, напри­мер, про­во­ди­ли насиль­ствен­ную укра­и­ни­за­цию рус­ско­го Дон­бас­са. Полу­ча­ет­ся, по зада­нию Моск­вы поли­ти­че­ское руко­вод­ство Укра­и­ны навя­зы­ва­ло укра­ин­скую иден­тич­ность насе­ле­нию на вве­рен­ной ему тер­ри­то­рии и парал­лель­но мори­ло это насе­ле­ние голо­дом в рам­ках поли­ти­ки гено­ци­да укра­ин­цев? Стран­ный план. Впро­чем, как извест­но, логи­ка — «мос­каль­ская лже­на­у­ка».

…Голод в СССР 1932—1933 годов был огром­ной тра­ге­ди­ей всей стра­ны. По неко­то­рым дан­ным, он унес жиз­ни 7 млн чело­век. Поги­ба­ли люди на Дону, в Казах­стане, на Куба­ни, в реги­о­нах Цен­траль­но­го Чер­но­зе­мья, Север­но­го Кав­ка­за, Ура­ла, Повол­жья, Южной Сиби­ри. То есть постра­да­ли все аграр­ные обла­сти СССР.

Когда Киев устра­и­вал в раз­ных горо­дах выстав­ки, посвя­щен­ные голо­до­мо­ру, орга­ни­за­то­ры не стес­ня­лись в каче­стве дока­за­тельств исполь­зо­вать фото­гра­фии… с голо­да­ю­щи­ми Повол­жья.

Сей­час, кста­ти, пре­зи­дент Мол­да­вии Майя Сан­ду изо всех сил при­ду­мы­ва­ет осо­бен­ный «мол­дав­ский голо­до­мор», яко­бы орга­ни­зо­ван­ный СССР. Но тут у нее име­ют­ся опре­де­лен­ные труд­но­сти, ведь две вол­ны голо­да сре­ди мол­да­ван в XX веке свя­за­ны с дея­тель­но­стью стра­ны под назва­ни­ем Румы­ния, граж­дан­кой кото­рой Сан­ду явля­ет­ся.

Но в ход сно­ва идут воро­ван­ные фото­гра­фии. Киши­нев­ские СМИ еще в 2017 году пыта­лись выдать за жертв «голо­до­мо­ра в Мол­да­вии» узни­ков конц­ла­ге­ря Эбен­зее, кото­рый наци­сты постро­и­ли в Австрии. Сан­ду не сда­ет­ся, ведь, как пока­зы­ва­ют послед­ние выбо­ры в этой стране, наг­лость и под­лог могут все.

Вале­рия Тро­иц­кая, RT

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 4).

_____

_____

 

_____

 

ПОДДЕРЖКА САЙТА

_____