Советско-американская война 1944-го года

_______________

Мало кто слышал, но в ноябре 1944 года Советский Союз едва не вступил в войну против США. Было это на территории освобождаемой от фашистов Югославии, а в событиях принимал самое непосредственное участие знаменитый летчик, Герой Советского Союза, а впоследствии маршал – А.Колдунов.

Проклятые империалисты!

Советско-американская война 1944-го годаЭто крайне малоизученный эпизод Второй Мировой войны. На Западе про него предпочитают вовсе не вспоминать. В СССР про эту историю можно было прочитать всего в одном источнике – мемуарах военного летчика Н. А. Шмелева «С малых высот», изданных в 1966 году. Из книги следует, что утром 7 ноября 1944 г., на аэродроме города Ниш (Сербия) советские летчики из 707-го штурмового авиаполка собрались было отметить известный советский революционный праздник, как вдруг им на головы начали пикировать странные самолеты и сбрасывать бомбы. Сперва незваных гостей приняли за немецкие «рамы» – так с 1941-го у нас называли «Фокке-Вульфы» FW-189. Это было странно: во-первых, «рама» была высотным разведчиком, не предназначенным для штурмовки аэродромов. Во-вторых, сразу несколько десятков (!) «Фокке-Вульфов» немцам просто неоткуда было взять.



 


Впрочем, разбирательства решили отложить на потом. В воздух подняли дежурное звено из соседнего 866-го истребительного авиаполка. В первой же атаке удалось «завалить» двух чужаков. Постепенно взлетел весь полк, и в воздухе началась настоящая «собачья драка» – маневренный бой на малых высотах. Была сбита еще одна «рама», погиб и наш Як-3. Но вскоре советские летчики с изумлением заметили, что на крыльях и фюзеляжах вражеских самолетов нарисованы не черные немецкие кресты, а белые звезды ВВС США! Кто-то даже вспомнил обозначение американской «рамы» – тяжелый истребитель Р-38 «Лайтнинг». На такой же машине, только в варианте фоторазведчика, летал и погиб всем известный Сент-Экзюпери.

В этом бою участвовал и лучший ас полка, Герой Советского Союза капитан Александр Колдунов (46 воздушных побед к концу войны). Тот самый, которого в 1987 г. в самый разгар перестройки снимут с должности главнокомандующего войсками ПВО за скандальную посадку М. Руста на Красной площади.

Именно он, рискуя жизнью, подлетел к ведущему американцу, чтобы продемонстрировать красные звезды на своем самолете. Как бы то ни было, американцы убрались восвояси. Но ненадолго. Буквально через полчаса другая группа американских самолетов атаковала колонну советских войск, следовавшую через Ниш по шоссе. Их тоже удалось отогнать, но дел они натворить успели. В результате налета погиб командир стрелкового корпуса генерал Степанов. Его последние слова были: «Проклятые империалисты!».

7 : 3 в нашу пользу

«Американское командование, – пишет автор мемуаров, – конечно, извинилось перед нашим за этот «инцидент». Но что толку от этих лживых слов? Ими не вернешь наших дорогих товарищей, погибших во время предательского налета «союзников».

Советско-американская война 1944-го года

Вообще, тональность книги Н. Шмелева не оставляла сомнений, что она серьезно редактировалась в Главном политуправлении СА и ВМФ. Могли даже появиться мысли: а не сочинили ли этот эпизод в годы «холодной войны»? Но неожиданно подтверждение пришло совершенно с другой стороны – из бывшей Югославии.

Как известно, советские войска помогли Национально-освободительной армии Югославии изгнать из страны немецко-фашистских захватчиков. По соглашению, которое 16 октября 1944 г. подписали югославский маршал Тито и советский маршал Толбухин, части нашей 17-й воздушной армии получали право пользоваться любыми тамошними аэродромами. За это советские ВВС должны были обучить югославских летчиков и механиков эксплуатации истребителей Як-3 и штурмовиков Ил-2. Одна из таких групп базировалась на аэродроме города Ниш.

Ветераны югославского подразделения делились воспоминаниями об инциденте в белградской газете «Политика» от 9 ноября 1988 г. – как раз в 44-ю годовщину тех событий.

Советско-американская война 1944-го года

По их словам, 7 ноября 1944 г. над колонной 6-го гвардейского стрелкового корпуса Красной армии севернее города Ниш неожиданно появилась группа американских бомбардировщиков В-25 «Митчелл» в сопровождении истребителей «Лайтнинг». Всего самолетов было штук 30. Американцы очень точно отбомбились по голове колонны: погиб командир корпуса, 31 солдат и офицер, еще 37 человек было ранено. С аэродрома взлетела группа из 9 истребителей Як-3, один из которых был тут же сбит. В воздухе завязалось ожесточенное сражение. Партизанский политкомиссар, приставленный к нишскому аэродрому, довел до сведения личного состава, что всего было сбито 7 американских и 3 советских самолета. При этом американцы потеряли 14 летчиков.

Если верить данным безвестного югославского комиссара, получается, что американцы потеряли 5 одноместных «Лайтнингов» и 2 бомбардировщика «Митчелл» с экипажем из 5 человек. Скорее всего, это были самолеты из 15-й воздушной армии ВВС США, которые в 1944 году базировались в Италии. По последней информации в том бою с американской стороны участвовали только истребители «Лайтнинг» и количество сбитых среди них было не больше трех.

По взаимному согласию сторон недолгая «советско-американская война» была предана забвению. Случись она ближе к весне 1945-го года, когда трещина между союзниками по антигитлеровской коалиции была гораздо шире, все могло бы повернуться по-другому… Но для одного из героев описанных событий, Александра Колдунова, эта встреча с американскими летчиками была не последней. В 1948 году вторую Звезду Героя он получил как раз за сбитых американцев, когда уже началась «холодная война». Но это уже совсем другая история…

От редакции «Отваги». Вот как выглядит нынешняя информация о тех событиях: «7 ноября 1944 года в районе города Ниш в Югославии две группы (в общей сложности 27 самолетов) американских самолетов «Лайтнинг» по ошибке атаковали колонну советских войск, было убито 12 советских солдат и офицеров, в том числе командир 6-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-майор Г.П. Котов. Для отражения налета была подняты 9 истребителей во главе с капитаном А. Колдуновым. Рискуя жизнью, Колдунов приблизился к американским самолетам, показывая им красные звезды на фюзеляже, но был обстрелян, а два советских самолета – сбиты. Ответным огнем были сбиты 3 (по советским данным) или 2 (по американским данным) самолета США, в том числе одного сбил сам Колдунов. В конце концов удалось добиться прекращения боя – Колдунов практически «поставил» свой самолет перед носом ведущего группы американцев. После случившегося произошел большой дипломатический скандал. Американцы признали «ошибку» и принесли извинения, но сбитые американские самолеты нашим летчикам командование на засчитало.»

По материалам: Сергей Осипов, газета «Аргументы и факты» №45, 2004 г.

Первоисточник http://otvaga2004.ru/

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 3).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА