Европа. Коррупция. Итоги

_______________

pavel_shipilin

Доклад Еврокомиссии вызывает вопросы к Transparency International

Индекс восприятия коррупции (ИВК), составленный Transparency International, держит Россию на 127 месте из 146-ти. «Нижняя треть — это зона национального позора для любой страны»,нагнетает обстановку глава российского подразделения организации Елена Панфилова. Индекс составляется на основе опросов и исследований, в ходе которых эксперты выясняют, как оценивают уровень коррупции в своей стране сами ее жители.

Методология исчисления ИВК держится в строжайшем секрете. Что, впрочем, не мешает нашим оппонентам — западным политиками, доморощенным правозащитникам, либеральным журналистам и даже простым белоленточным собратьям ссылаться на него, как на доказанный факт.

Однако нам повезло — на днях Еврокомиссия опубликовала подробный доклад о коррупции в странах ЕС. По некоторым косвенным признакам удалось сопоставить данные с исследованиями наших социологических служб и составить собственный рейтинг.


Для того чтобы сравнить Россию с другими странами Евросоюза, пришлось поизучать опросы наших социологических служб. Взял данные Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) — главным образом, потому, что они как-то готовили доклад вместе с фондом ИНДЕМ Георгия Сатарова. Если кто забыл, ИНДЕМ упоминается в Акте Магнитского как главный поставщик информации для США о размахе коррупции в России. То есть, ФОМ — ресурс более чем рукопожатный.
У разных социологов, конечно, разные методики. Однако сходство, на мой взгляд, имеется.

Судите сами.

Разумеется, я не претендую на точность. Однако, в отличие от Transparency International, не делаю тайны из своего ИВК. Его можно проверять, дополнять и критиковать. То есть делать более точным.

В докладе Еврокомиссии гораздо больше исследований — например, они изучают, что предпочитают давать в качестве взяток в разных странах — подарки, деньги или услуги. Интересуются мнением, больше стало коррупции или меньше, кто более коррупционен — политики, полицейские или врачи, сообщали ли респонденты «куда следует» о замеченных случаях коррупции и так далее. Это все нюансы, которые, возможно, нужны специалистам.

Но не нам с вами. На мой взгляд, вполне достаточно этих трех показателей. Которые можно сложить и получить свой собственный Индекс восприятия коррупции.

Полученный рейтинг почему-то здорово отличается от рейтинга Transparency International — Россия оказалась где-то в середине европейского списка. Во всяком случае, точно не 127-й в мире.
________________________________________

____________________________________________
Доклад Еврокомиссии находится здесь
Индекс восприятия коррупции Transparency International можно скачать на их сайте
Самому-то мне все эти опросы кажутся не очень точным инструментом для изучения коррупции. Даже в европейском исследовании заметны любопытные несуразицы. Например, поголовно вся Греция убеждена, что коррупция проникла во все сферы жизни, а знают реальных взяточников меньше трети населения. Лишь пятая часть датчан считает, что коррупция у них есть, но 12 процентов знает взяточников — столько же, сколько в Польше и даже чуть больше, чем в Испании и Португалии, которые, по ощущениям местных жителей, погрязли в коррупции.

Что касается нас, то тут все ясно: политика, и ничего больше. Не случайно ФОМ подметил такую особенность: дела с коррупцией у нас всегда ухудшались строго по внутриамериканским причинам. С точки зрения Transparency International, Freedom House, Heritage Foundation, World Bank, до 2004 года мы исправлялись. Но потом начались события за событиями — президентские выборы в США, банкротство ЮКОСа… Когда Путин пошел на третий срок, давить стали просто нещадно.

Но теперь и у нас есть данные, которые доказывают, что выводы американцев, которые озвучила Елена Панфилова, — банальное вранье.

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 13).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА