Москва и Киев сворачивают торговлю

_______________

Игорь Петров

Коллаж © KM.RU
Коллаж © KM.RU
 

Взаимовыгодное экономическое сотрудничество стало заложником политического противостояния

В 2011 году торговый оборот между Россией и Украиной составил почти 55 миллиардов долларов, и это один из лучших показателей за все годы после обретения независимости двумя странами. В 2012 году объем торговли сократился до 45,5 миллиарда, а в 2013 году, когда правительство Януковича начало активно готовиться к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, упал еще на 25%.

Были затяжные газовые войны, случались локальные торговые конфликты («сырные», «молочные», «шоколадные»), однако сейчас, похоже, наступает длительный период свертывания прежних экономических связей, который может растянуться на годы. Рвутся с большим трудом налаженные контакты в атомной энергетике и авиастроении, машиностроении и транспортной сфере. Давние сельскохозяйственные связи тоже стали жертвой политического противостояния и сокращаются до минимума. Теперь каждый будет есть свое сало...

Эксперты говорят, что многие российские компании, в частности, производители труб, будут рады избавиться от украинских конкурентов. В 2011 и 2012 годах квота Украины на поставки труб в РФ составляла по 300 000 тонн, в 2013 году за счет введения антидемпинговых пошлин эта цифра сократилась до 200 000 тонн.

Российские производители утверждают, что Киев субсидировал своих металлургов. В результате украинские трубы стоили на 15-20% дешевле при том же качестве.

Теперь этому противостоянию приходит конец: отечественные заводы получат давно ожидаемые дополнительные заказы от газовиков и нефтяников. Однако это будут дорогие трубы, и в конечном итоге разницу в цене оплатит потребитель.

Завод газотурбинных вертолетных двигателей «Климов» в Санкт-Петербурге в срочном порядке ищет замену украинским поставщикам комплектующих. Стоимость контракта – несколько миллиардов рублей в год. Предпочтение отдается российским производителям, хотя на предприятии признают, что это обойдется дороже, поскольку стоимость рабочей силы при той же квалификации у южного соседа намного меньше.

Метростроевцы Москвы заняты поиском нового партнера – производителя чугунного тюбинга, который используют для укрепления тоннелей. Переговоры ведутся с директорами уральских металлургических заводов. Прежний поставщик, украинский завод «Днепротяжмаш», из-за нестабильной политической обстановки в стране задерживает отгрузку. Это, в свою очередь, переносит срок ввода в строй Люблинско-Дмитровской линии метро примерно на полгода.

«На протяжении двух месяцев никаких поставок от «Днепротяжмаша» не было, – рассказывает глава «Мосметростроя» Сергей Жуков. – Отгрузка товара началась в начале прошлой недели, и сейчас возобновились поставки. Однако чтобы компенсировать ту задержку, которая произошла, мы разместим данный заказ в альтернативных источниках, чтобы не зависеть только от одного поставщика. Договор с «Днепротяжмашем» расторгнут не будет: им выплачен аванс, они продолжат отгружать то, что необходимо».

И в питерском производственном объединении «Силовые машины» теперь, видимо, придется пересматривать контракт, заключенный в 2012 году с украинской компанией «ДТЭК Востокэнерго» на модернизацию турбин энергоблоков № 11 и 15 Луганской ТЭС. Реализация проекта уже началась, но удастся ли все работы довести до конца – неизвестно.

В 2011 году украинские предприятия поставили для российских атомных станций оборудования на 140 миллионов долларов. «Росатом» отправлял ядерное топливо на четыре украинские АЭС. Теперь речь идет о закрытии совместных проектов, общая стоимость которых, по некоторым данным, оценивалась в 6 миллиардов долларов.

«Появились два огромных барьера для продолжения такого сотрудничества, – говорит председатель «Экоклуба» города Ровно Андрей Мартынюк. – Во-первых, из-за ситуации в Крыму очень трудно ожидать политической поддержки украинско-российских проектов. Во-вторых, сооружать новые ядерные объекты планировалось за дешевые российские кредиты. Их и раньше получить не удалось, а теперь это стало на порядок труднее».

Впрочем, некоторые российские эксперты утверждают, что нет никаких поводов для беспокойства. Напротив, сложившаяся ситуация поможет быстрее преодолеть кризисные явления в экономике, а многим отечественным производителям даст весомые преимущества.

«Это будут российские аграрии, потому что доля продовольственного импорта со стороны Украины была достаточно большая. В первую очередь это поддержит отечественных производителей молочной продукции, овощей, фруктов, консервов и так далее. Что касается труб – ну, это металлурги. Это может быть «Евраз», может быть «Мечел», – говорит аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.

Однако поставки российских товаров на Украину намного превышали объем импорта. Может ли Киев принять ответные меры, заблокировать поставки из России и хотя бы частично заместить их товарами из Европы? Специалисты говорят, что это будет непросто сделать.

«Если Украина будет использовать какие-то меры, которые будут препятствовать ходу наших товаров на украинский рынок, то часть этих мер, конечно, может противоречить правилам ВТО, – полагает доцент кафедры мировой экономики СПбГУ Ольга Трофименко. – Скажем, давать субсидии своим производителям они смогут. Они будут понижать стоимость производства готовой продукции украинских производителей, и конкурентоспособность наших товаров будет падать».

Но чтобы субсидировать своих производителей, нужны серьезные средства. А их у новых украинских властей как раз и нет.

Так или иначе, двум соседним государствам, чьи экономики еще совсем недавно были единым целым, придется приучаться жить порознь и рассчитывать только на свои силы

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 14).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА