Россия – Украина: братские отношения времен феодальной раздробленности ("Riga.Rosvesty", Латвия)

_________________

Дмитрий Ермолаев

Минуло уж более двадцати лет после развала СССР, но Украина все еще пытается сформулировать, создать свою новую идентичность. Понять, на какую историческую матрицу ей можно опереться.

Наиболее распространенной сейчас в Киеве стала самоидентификация в качестве стремящейся в Европу «Киевской Руси», наконец вышедшей из под ордынского ига. В качестве Орды в Киеве предпочитают видеть Россию и Таможенный Союз. Нынешние отношения между Россией и Украиной в Киеве подают как новое нашествие Орды на Киевскую Русь.

Схема красивая, но далекая от реальности. Да, Россия исторически инкорпорировала значительную часть Империи Чингисхана, включила в свой состав Золотую Орду, но наложила на них «византийское наследство». Москва с 15-16-х веков стала наследницей двух рухнувших Империй: Византийской и Чингисхана. Воплотилось это соединение в причудливых изумительных маковках Собора Василия Блаженного, в стоящей на берегу Оки в мещерском городке Касимове мечети. Россия стала пространством, на котором Запад встретился с Востоком, она стала толерантной квинтэссенцией Запада и Востока. Можно, конечно, перенять бунинские клише времен революции об «азиатчине», а можно вспомнить есенинские строки тех же лет: «Золотая дремотная Азия опочила на куполах». Так что Москва – она всегда Москва, ярлыки к ней не прилипают.

А теперь зададимся вопросом: а является ли нынешняя Украина наследницей Киевской Руси? Ответ будет однозначным – нет. Продолжательницей Киевской Руси как прообраза именно евразийского, а не окраинного европейского государства, является Москва. Нынешняя же Украина – это отколовшаяся от единого евразийского государства в период новой феодальной раздробленности часть. Сегодняшняя Украина – это ни что иное, как геополитическая реинкарнация Рязанского княжества времен XIV–XV веков. А отношения России и Украины – это типичные отношения Московского и Рязанского княжеств в XIV–XV веках: союзы против общего врага, войны против друг друга, дружеские пирушки, ссоры, взаимный переток населения, общая вера.

Было бы присоединение Крыма к России или не было, матрица отношений Москвы и нынешнего Киева не изменилась бы: конкуренция, зачастую очень жесткая, двух в общем-то братских государств во времена феодальной раздробленности.

«Брат к брату так в гости не ходит», - поговаривают ныне в Киеве о событиях в Крыму. «Брат за спиной брата сепаратные союзы с Западом не заключает», - вторят им в Москве. Хочется ответить и на то и на другое утверждения: «Так и в гости ходят, и союзы заключают». Просто время сейчас такое, когда братские республики разделены ситуацией феодальной раздробленности.

Как Москве строить отношения с новым «Рязанским княжеством», то есть с нынешней Украиной? Да так же как в XIV–XV веках Москва строила отношения с той Рязанью – мы мирились, ругались, женились, торговали, вмести церкви строили. Но даже когда ругались, причем весьма крепко, не забывали, что мы братские государства.

Оригинал публикации: Riga.Rosvesti

Опубликовано: 08/04/2014 00:49

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 9).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА