Майские праздники – критические дни хунты

_______________

Александр Романов

 

Через одиннадцать дней Киев может остаться без Донецка и Луганска

Украинскую хунту начинает бить дрожь. Собственно, она никогда и не прекращалась, но под дорогими костюмами в Раде тремора было не видно, а теперь и они не спасают. В ближайшую декаду предстоят события, которые сулят ей суровые испытания. Так, 1 мая граждане вспомнят, что они – не просто бесправная в новых условиях рабочая сила, а Трудящиеся с большой буквы и однажды страна уже принадлежала им, пока они бездарно ее не упустили, отдав в руки проходимцев. Так не попробовать ли вернуть свое обратно? Международный день солидарности трудящихся – хороший повод задуматься об этом, а примыкающие к нему выходные дают время для манифестаций.

Далее идет День Победы. Для хунты это еще хуже, ибо он напоминает народу, что тот еще и Победитель, и Европа, которой киевская верхушка сейчас смотрит в рот и ожидает подачек, когда-то была очень благодарна советским солдатам, освободившим ее от фашизма. А если те справились с фюрером, то почему бы их внукам сейчас не поступить так же с хунтой?

Ну а 11 мая вообще наступает самое ужасное – референдум о федерализации в Донецкой и Луганской областях. Если сторонники независимости от Киева наберут большинство, почва уйдет из-под ног самозванцев, а президентские выборы 25 мая не оправдают тех надежд, которые на них возлагаются. Следом может сработать эффект домино и референдумы пройдут в других областях Юго-Востока страны.

Отсюда и повышенная тревожность узурпаторов. Во вторник, 29 апреля, заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Виктория Сюмар заявила журналистам: «Мы приближаемся к критическому порогу – это майские праздники. Это 1 мая, которое носит отголосок советского праздника, 9 мая, символом которого является георгиевская лента, и 11 мая, на которое планируется так называемый референдум в Донецке и в Луганске. Это критические даты, во время которых возможны многочисленные провокации».

Перед праздниками луганские активисты взяли под контроль здание облгосадминистрации и пошли на штурм МВД и прокуратуры. В результате начальник областной милиции Владимир Гуславский был вынужден написать заявление об отставке. Вместо него назначили народного начальника милиции – Анатолия Науменко. Удалось договориться с бойцами Нацгвардии, которые сложили оружие и покинули здание УВД.

Сдвинулась с мертвой точки ситуация в Харькове. Раненого Г.Кернеса отвезли в Израиль, а без него усилилась угроза дестабилизации на майские праздники.

Запорожье, которое тоже относится к Юго-Востоку, подстраховалось: местный суд запретил все митинги до середины мая. Мэр города Александр Син попытался отделить праздники от политики. «А все, кто в Запорожье выйдет на 9 Мая с политическими флагами, – политические провокаторы. Мы должны поклониться ветеранам, которые спасли мир от немецко-фашистского нашествия, еще раз вспомнить их боевой подвиг и самоотверженный труд», – заявил он.

Тем временем в Донецке продолжается «война» против обласканного хунтой олигарха Игоря Коломойского, придумавшего вполне себе полицейский фортель сдавать «москалей» за деньги. «Благодарность» народа не замедлила сказаться. Не ограничившись сжиганием банкоматов его «Приватбанка», протестующие в Горловке захватили несколько «приватовских» инкассаторских машин. Ранее в Донецке штурмовали офис «Привата».

В «безопасном», по заявлениям М.Ходорковского и западных деятелей, Киеве опять буза. 29 апреля вспыхнула массовая драка со стрельбой на Майдане. Вечером здесь началось факельное шествие в память о погибших майдановцах. Среди его участников были как сторонники «Правого сектора», так и члены Социал-националистической ассамблеи. Но при подходе к Майдану их встретила местная «самооборона». Неизвестно, о чем они толковали, но договориться не удалось. В больницы Киева поступило 13 пострадавших...

И. о. президента А.Турчинов признал, что правоохранители не способны навести порядок на Юго-Востоке страны, и пообещал их уволить. «Я требую от министра внутренних дел уволить руководителей областных управлений внутренних дел в Луганской и Донецкой областей. Будут освобождены от должностей все представители силовых структур на местах, которые не способны выполнять свои профессиональные обязанности», – заявил Турчинов.

Увольнять, конечно, дело нехитрое. Но кем заменить? «Беркут» вон уже зовут обратно. Скоро, наверное, будут просить вернуться и простых милиционеров.

Эксперты допускают, что на майские праздники украинская власть продемонстрирует жест отчаяния и попытается устроить тотальную зачистку Юго-Востока. В пользу этой версии говорят сообщения о том, что Турчинов привел сегодня вооруженные силы страны в полную боевую готовность.

«Мы отдали приказ о формировании в каждой области батальонов территориальной обороны. Мы должны иметь возможность мобильно перебрасывать эти подразделения для поддержки других регионов в случае возникновения опасности», – заявил Турчинов. Он отметил, что власть Украины намерена опираться не только «на тех, кого учили защищать страну», но и на так называемых «патриотов».

Иными словами, на армию надежды мало: стрелять в народ ради хунты она не станет. А вот «патриоты» – те могут сдуру пальнуть. Правда, потом им самим же и скрутят шею...

29 апреля истек срок ультиматума, который руководство Луганской республики предъявило самозваному правительству Украины. В Киеве его проигнорировали – и получили результат. Спустя несколько часов после истечения срока ультиматума активистами Луганской республики было занято здание обладминистрации. Протестующие также заявили о том, что усилят подготовку к референдуму 11 мая, чтобы успеть провести его синхронно с Донецкой областью.

А сроки уже поджимают, до 11 мая осталось совсем немного времени. И в Донецкой, и в Луганской области сохраняется двоевластие. Частично ситуацию контролируют представители народного ополчения, частично – назначенные из Киева чиновники. Удастся ли в таких условиях провести референдум?

«Донбасс сегодня в достаточной мере консолидирован в своем неприятии киевской власти, причем это касается как ополченцев, так и официальных властей, которые по-тихому симпатизируют протестующим, – говорит декан факультета социологии и политологии Финансового университета Александр Шатилов. – При этом ополченцы Донецкой республики держат под контролем практически все ключевые города региона. Показательно, что после столкновений 28 апреля в Донецке милицией были задержаны именно представители «Правого сектора», а не сторонники федерализации Украины. Поэтому шансы провести референдум в Донецкой области есть. Сложнее ситуация в Луганской области, но и там 29 апреля ополченцы объявили о том, что активизируют свои действия, чтобы синхронно с Донецком провести референдум. Однако ополченцы уже обладают довольно серьезным боевым потенциалом и могут не просто отбить нападение, но и одержать полную победу, изгнав войска, подчиняющиеся киевской хунте, за пределы своих регионов. А это чревато окончательным отделением Донецкой и Луганской областей от Украины».

Другие эксперты считают, что не все так гладко. «Ясно, что референдум 11 мая под вопросом, – говорит заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Я не уверен, что руководство народных республик имеет достаточное влияние на официальные органы власти и, в частности, на местные избиркомы. Будут ли элементарно предоставлены помещения для проведения голосования – большой вопрос».

Цель Киева – сорвать референдум. Но чего он достигнет, если добьется ее? Пойдет ли сопротивление Донбасса и Юго-Востока на убыль? «Вряд ли. Все-таки за ту или иную степень независимости от Киева выступает очень значительная часть жителей Юго-Востока. Да и, как бы ни старались в Киеве, вряд ли референдум удастся полностью сорвать. Вопрос только в его масштабности и представительности», – считает Жарихин.

Интересна коллизия и с законностью референдума. Хунта упирает на то, что он будет нелегитимным. «Если вспомнить Конституцию Украины, то референдумы могут проводиться только в общенациональном масштабе, – соглашается руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелев. – Ни одна область не имеет права самостоятельно проводить подобные мероприятия. С этой стороны референдум 11 мая юридических последствий иметь не может. Но мы знаем при этом, что в самом Киеве отсутствует легитимная власть и многие решения, принимаемые ею, незаконны».

Есть и еще одно «но». «На Украине вообще сейчас трудно говорить о законности. Ситуация вышла за пределы правового поля по всей стране. Главенствует принцип «кто сильнее, тот и прав», – добавляет Шмелев.

Хунта зимой выпустила джинна из бутылки, который теперь бьет по ней самой, и она ничего не может с этим сделать. Сломать механизм госуправления легко, а вот наладить трудно.

Но думать об этом надо было раньше, а теперь «пить боржоми» уже поздно.

Также по теме:

В центре Луганска украинский флаг заменили Знаменем Победы

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 11).

Категории:

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА