Уже поднадоевший всем более чем за 10 лет сериал «Газовые войны» дополнился ожидаемыми персонажами и сюжетной линией: Киев, а затем и Москва подали иски в Стокгольмский арбитраж, при этом «Газпром» перевел Украину на предоплату. Но есть во всей этой долгоиграющей истории и нечто положительное для России.
Итак, случилось... Как и ожидалось, отныне, то есть с сегодняшнего дня, «Газпром» будет поставлять природный газ Украине только в том объеме, который был предварительно оплачен. А поскольку за июнь на счета отечественной монополии не упало ни цента, а должно было, с учетом накопившейся задолженности, 1,951 миллиарда долларов, то и подача газа фактически прекратилась.
Это не означает, что Россия совсем перекрыла вентиль. К сожалению, сделать это невозможно, поскольку по украинской газотранспортной системе газ поступает в Европу, и иного пути пока нет. «Газпром» лишь сократил подачу на те объемы, которые предназначались Украине. Сегодня в Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины подтвердили, что объем поставок газа снизился до 185 миллионов кубометров в сутки.
Ситуация знакомая, а потому «Газпром» заблаговременно предупредил Еврокомиссию о возможных перебоях с поставками, виной которым может быть «Нафтогаз». При этом украинской компании лишний раз напомнили про ее обязательства по контракту, согласно которому она обязана обеспечить транзит газа через свою территорию в оговоренных объемах вплоть до 2019 года. Более того, «Газпром» организовал оперативный штаб, который будет отслеживать состояние транзита через Украину. В случае, если будет зафиксировано, что газ для европейских потребителей остается на территории Украины, можно говорить о несанкционированном отборе. В этом случае «Газпром» может увеличить поставки.
Объем ежегодного потребления газа Украиной превышает 50 миллиардов кубометров. По итогам 2013 года более половины этого объема закупалось у России. Теперь, когда Киев отрезан от российского газа, он может рассчитывать на собственный, то есть добываемый на территории страны (порядка 21 миллиарда кубометров в год), а также на накопленный в подземных хранилищах. А это немногим более 10 миллиардов кубометров газа, большая часть которого получена из России с мая этого года. Есть еще реверсный газ из Европы, но по итогам прошлого года на его долю пришлось чуть более 4% (2,1 миллиарда кубометров).
Нехватка очевидна. Как и за счет чего ее восполнить, непонятно, но и. о. премьера Украины Арсений Яценюк еще в минувшую пятницу поручил профильным министерствам, руководству «Нафтогаза» и обладминистрациям переходить на план работы энергетической отрасли без российского газа.
В этом же сообщении кабмина Украины говорится, что МИДу и Минэнерго поручено информировать ЕС и США об умышленном срыве Россией переговоров по поставкам газа между «Нафтогазом» и «Газпромом» и отклонении конструктивных предложений украинской стороны.
«В связи с умышленным односторонним отказом Российской Федерации от урегулирования данного конфликта осуществляется подрыв энергетической безопасности Украины и Европейского союза», – заявил Арсений Яценюк.
Интересно, что финальные переговоры в Киеве, в которых участвовали Яценюк, глава «Газпрома» Миллер и еврокомиссар Гюнтер Эттингер, проходили в это воскресенье и завершились только в понедельник утром. Но, видно, Яценюк как-то заранее настроился на отказ.
Прозорливый премьер, избранный Верховной Радой, тогда же, в пятницу, поручил руководству «Нафтогаза» и Минюсту «завершить процедуру подготовки защиты интересов Украины в отношениях между «Нафтогазом» и «Газпромом» в Стокгольмском арбитражном суде. Но лишь после того, как о собственном иске в Стокгольмский же арбитраж заявил «Газпром», более детальные заявления появились на сайте «Нафтогаза» и кабмина Украины.
В частности, «Нафтогаз» требует от «Газпрома» установить справедливую и рыночную цену за поставляемый газ. В иске имеется требование взыскать с российской компании 6 миллиардов долларов, которые «Нафтогаз» переплатил России за поставки газа с 2010 года. Яценюк уже поспешил отправить в Брюссель и в ЕС правительственную делегацию для разъяснения украинской позиции.
«Считаю, что судебные перспективы у нас очень и очень высоки», – заявил Яценюк.
По его словам, правительство не будет поддаваться на российское давление. «И по ночам с ними всякие бумаги подписывать не будем, потому что эти бумаги могут миллиардами долларов вылезти», – заявил Яценюк агентству УНИАН. По словам и. о. премьера, за газ по цене, предложенной «Газпромом», Украина переплачивала бы 5 миллиардов евро в год. «Мы не будем дотировать российский «Газпром», – заявил он.
Напомню, до 1 апреля Украина платила за российский газ 268,5 доллара за 1000 кубометров. Такая цена (примерно на 100 долларов ниже, чем для остальных европейских потребителей) сформировалась в результате сложения скидок. Первая – за базирование российского Черноморского флота в Крыму, которая была отменена после перехода Крыма в состав России. Вторая действовала с осени 2013 года в рамках пакета антикризисной помощи со стороны России, но также была отменена из-за неуплаты задолженности за газ.
На цену в 485 долларов за 1000 кубометров газа, запущенную с апреля, Украина сперва как будто бы согласилась. В результате только за первые два месяца второго квартала она оказалась должна более 3 миллиардов долларов. Киев посчитал и испугался. Цена стала не устраивать. В ходе последней встречи в Брюсселе «Газпром» уже согласился получить оплату от «Нафтогаза» по апрельским и майским поставкам исходя из цены, предложенной Украине с 1 июня, то есть 385 долларов за 1000 кубометров. Но и такую цену Украина назвала «нерыночной».
Как говорится, не хотели по-хорошему – будет по-плохому. В иске «Газпрома» к «Нафтогазу» общая сумма долга в 4,458 миллиарда долларов складывается из задолженности за апрель и май, исходя из 485 долларов за 1000 кубометров (3,007 миллиарда долларов) и долга за ноябрь-декабрь 2013 года (1,451 миллиарда долларов).
Эксперты полагают, что у «Газпрома» шансы есть. По словам доцента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Вениамина Вутянова, Украина странным образом продолжает настаивать на цене, которая была установлена еще при Януковиче. «Помимо договоренностей о цене, был еще перечень обязательств, которые Украина должна была выполнять. Остается надеяться, что Стокгольмский арбитраж учтет и цену, и то, на чем она основывалась», – поясняет Вутянов, добавляя, что решение не будет скорым, а Украине как раз выгодно затягивание процесса.
Учитывая плачевную ситуацию в экономике Украины, только на собственные силы страна рассчитывать не может. Она может полагаться лишь на кредиты МВФ, ЕС и США. «Другое дело, что мало кто захочет оплачивать чужое благосостояние, – поясняет Вутянов. – Шансов, что Украина полностью рассчитается с Россией, практически нет».
Еще менее оптимистично настроен независимый аналитик Дмитрий Адамидов: «По факту Украина – банкрот, и весь вопрос в том, кто окажется наиболее пострадавшим – Россия или ЕС. ЕС, как и в предыдущие годы, хочет переложить все «украинские» убытки на Россию, но вполне вероятно, что в данном случае их придется разделить. Но перед тем, как Россия и ЕС реально сядут договариваться о том, кто возьмет на себя какие издержки, необходимо провести определенные ритуальные действия, одно из которых – Стокгольмский арбитраж, который вполне может вынести абсурдное решение в пику «Газпрому». Второе – несанкционированный отбор Украиной европейского газа и попытки ЕС обвинить в этом Россию».
Вутянов также считает, что в ближайшее время Украина вновь начнет «воровать» газ. «Отопительный сезон не за горами, поэтому Украина продолжит отбирать газ, – говорит эксперт. – Хорошо было бы создать трехсторонний комитет, в который бы вошли представители ЕС, «Газпрома» и Украины. Они могли бы отслеживать, сколько газа попало в газотранспортную систему Украины и сколько было передано дальше, но, повторюсь, Украине такой контроль крайне невыгоден».
Впрочем, время на стороне России. Ближе к зиме у ЕС, наверное, наступит просветление, и тогда можно ожидать каких-то осмысленных шагов с их стороны, вплоть до принуждения украинских властей к оплате. Если, опять же, к зиме еще какие-то власти на Украине сохранятся, говорит Дмитрий Адамидов.
Как бы то ни было, Россия сделала то, что должна была, а именно перевела Украину на предоплату, проявив решительность. Есть шанс, что теперь ЕС, не желая совсем остаться без газа, не так активно будет препятствовать строительству «Южного потока». Собственно, еврокомиссар Гюнтер Эттингер сегодня заявил, что Евросоюз принимает «Южный поток», а проблемы, возникшие у проекта, вполне преодолимы.