Мушег Мамиконян считает, что заместить импортную свинину и говядину должны отечественные производители мяса птицы
На прошлой неделе был подписан указ о введении санкций по отношению к продовольствию и сельхозпродукции из ряда стран, поддержавших экономические ограничения по сотрудничеству с Россией. К ввозу в том числе запрещена свежая и замороженная говядина, свинина и домашняя птица, а также живая домашняя птица. Ограничения коснулись и соленого, сушеного, копченого и соленого в рассоле мяса. В интервью «Эксперту Online» президент мясного совета Единого экономического пространства Мушег Мамиконян рассказал, какие последствия ждут рынок после ввода ограничений: ожидать ли потребителям дефицита и роста цен на мясную продукцию и смогут ли отечественные производители возместить импорт.
- По мнению скептиков, продуктовое эмбарго может обернуться дефицитом и ростом цен. Насколько это справедливо для мясной отрасли, сильна ли зависимость от импорта на рынке мяса?
- Зависимость от импорта на всем нашем мясном рынке порядка 20%. При этом по птице у нас более 90% российского продукта, по свинине — около 80%, по говядине — импортной продукции 25%, здесь зависимость больше. Мы импортировали из Европы и США около 500 тыс. тонн свинины и говядины, эти объемы импорта можно закрыть за счет других стран-поставщиков. Весь европейский импорт сможет покрыть Бразилия и Аргентина. Перезаместить товар из санкционных стран на товар из стран Латинской Америки возможно за два-три месяца. Это совсем не сложно. Единственное, правительство должно пресечь попытки спекулировать на меняющемся рынке. Изменение состава участников, подписание новых контрактов может вызвать желание поднять цены. Собственно, мировая торговля мясом ежегодно прерывается ветеринарными санитарными санкциями, и всегда происходит кратковременный всплеск цен, после чего стоимость продукции стабилизируется. Скорее всего, так произойдет и сейчас. Я ожидаю кратковременный скачок цен где-то на 10%.
- Но ведь страны Латинской Америки дальше от России, чем Европа. За счет логистических издержек роста цен не произойдет?
- Чем больше период пастбищного выпаса, тем дешевле и больше мяса. В Аргентине, в отличие от Европы, пастбищный выпас круглогодичный. Поэтому себестоимость мяса ниже. Соответственно даже при увеличении логистических издержек, конечная стоимость увеличиться не должна. А что касается качества импорта, то оно может стать лучше. Треть импортной свинины из ЕС составляли шпик и жир. То есть, фактически европейцы сами съедали мясо, а нам сплавляли жиры.
Но структура потребления меняется: во всем мире, в том числе и в России, выбор потребителей происходит в пользу менее жирной еды. Об этом же сказано и в майских указах президента.
- Существует также мнение, что мясо из санкционных стран попадет под видом белорусского на российский рынок, в результате чего импорта станет еще больше. Есть ли такая вероятность?
- На мясном рынке такое возможно только в теории. На поставки белорусских мясопродуктов в Россию существует квота, при превышении которой платится пошлина. Поэтому увеличивать поставки будет невыгодно, даже если предположить, что из-за запрета цены на продукты вырастут. Кроме того, в интересах белорусов развивать собственное животноводство и они не допустят на свой рынок избыток попавшего под санкции мяса.
- Какой объем импорта нам вообще нужен? Может быть в целях поддержки отечественных производителей совсем отказаться от импорта мяса? А то получается, что мы просто один импорт заменяем другим.
- Для сохранения продовольственного баланса в 2015 году России достаточно импортировать не более 1,25-1,4 млн тонн мяса. Причем, с каждым годом ввоз может снижаться на 200 тысяч тонн. Импорт в таком объеме оказывает позитивное влияние на стабильность рынков. Почти все страны мира, которые экспортируют мясо, одновременно являются импортерами, так как это рационально совпадает с их возможностями производства и необходимого потребления.
На данном этапе как инвесторам, так регуляторам необходимо понять, что вопросы импортозамещения не следует смотреть линейно, глазами "товароведа". Если нам необходимо заместить импорт говядины, то исходя из линейной логики, следует инвестировать и увеличивать производство говядины.
Но структура производства и потребления мяса во всем мире существенно меняется и наша страна не остается в стороне этих изменений. Увеличивается доля мяса птицы, уменьшается доля красного мяса в потреблении. На мой взгляд, это очень важный рычаг и катализатор эффективного импортозамещения для России.
Приведу только один факт: сегодня около 50 процентов рынка российского мяса - это мясо птицы включая мясо индеек, уток. И на рынке мяса птицы России всего около 10 процентов импорта. Для сравнения, в1999 году доля привозного мяса птицы превышала 50 процентов.
Думаю, что было бы правильным воспользоваться уже накопленными компетенциями отечественной птицеводческой отрасли в условиях, когда потребительский спрос сам предопределяет предпочтения в пользу белого мяса. К примеру, для полного отказа от импорта птицы нужно 500 тысяч тонн продукции, что легко можно сделать за два года. А учитывая себестоимость производства птицы, ее розничные цены и неплохие потребительские качества, следует для полного импортозамещения ставить задачу произвести 1 млн тонн за три года. Это "подъест" объемы импортной свинины и говядины.
Импортозамещение можно сделать за 10 лет, если опираться на линейное мышление, то есть если хотим заменить говядину — производим у себя говядину, если хотим свинину — производим свинину. Но если мы хотим действовать быстрее и эффективнее — за 3−5 лет — мы должны заниматься не только наращиванием производства, но и стимулировать, производство и потребление мяса птицы взамен говядины. В России сложилась конкурентная птицеводческая промышленность. Она и быстрее окупается и эффективнее работает. Да и белое мясо более пригодно для диетического питания.
Россия, как «великая аграрная страна», в перспективе сможет обеспечить полное импортозамещение, и к этом уже идет.
- Какова роль государства в импортозамещении? Речь идет о так называемой «невидимой руке рынка», которая благодаря сложившееся ситуации поможет птицеводам нарастить объемы производства или же нужна соответствующая экономическая политика?
- Существует госпрограмма по поддержке сельхозпроизводителей, которая дала очень хороший эффект. Но для птицеводства госпрограмма заканчивается в этом году, для свиноводства – в следующем, а для производителей говядины продолжается. Я считаю, что госпрограмму для птицеферм и свиноферм следует продлить. Одна из эффективных мер поддержки – субсидирование процентных ставок по кредитам, но уже сейчас новых субсидий не выдают. Надо понимать, что мы не всегда будем жить в санкциях, и что переориентация импорта не облегчает жизнь отечественных фермеров. Производители из Латинской Америки сильные игроки по качеству и по цене, и конкурировать с ними будет не легко.
Помимо того, чтобы продлить программу господдержки, следует поменять и саму парадигму поддержки животноводческого комплекса, а именно: заменить поддержку производителей, проводимую за счет поддержания высоких цен на рынке и для населения, на меры прямой господдержки эффективных производителей в рамках бюджетов, направляемых до сих пор исключительно на проекты развития. Такой метод приведет к снижению потребительской инфляции и обеспечит возможность конкурировать и внутри страны, и на мировом рынке.
- Вы считаете, что заниматься говядиной вообще не нужно, можно отдать ее импортерам?
- В рамках Государственной программы развития АПК 2013-2020 гг. предусмотрена поддержка «мясного скотоводства» в размере 65 млрд. рублей. Рассматривая приоритеты развития животноводства, особенно в период сужения бюджетных возможностей страны, я считаю, что в краткосрочной перспективе производство крупного рогатого скота должно быть максимально сосредоточено на качественном развитии молочного стада, а не на попытке широкомасштабного развития мясного скотоводства.
Озабоченность падением объемов производства говядины важна, но с моей точки зрения, важнее улучшение молочного стада и поддержка роста производства мяса птицы и свинины как наиболее экономически доступных видов мяса для населения. Эти подотрасли уже сейчас имеют совершенное технологическое производство, которое может обеспечить краткосрочную и долгосрочную конкурентоспособность мясной промышленности России. Проекты по мясному скотоводству могут быть актуализированы только в среднесрочной перспективе через 5-10 лет. В текущем периоде проекты по развитию мясного скотоводства должны опираться исключительно на коммерческую инициативу в рамках платежеспособного спроса населения по покупке говядины. В ближайший год мы достигнем потребления птицы в объеме 45-50 %, свинины 35 % от рынка мяса и роль правительства, с нашей точки зрения, должна состоять в содействии производству птицы и свинины, как мяса доступного для самых широких слоев населения.
Такое содействие будет способствовать более быстрому росту потребления животного белка до уровня физиологической нормы (мясо, молоко, яйцо), что, несомненно, является приоритетом в социальной составляющей политики государства.