На прошлой неделе Путин наконец ответил на «санкции Запада», которые уже полгода будоражат умы всего прогрессивного человечества. Ответил, как всегда, несимметрично.
Сама история борьбы санкциями против Путина прекрасно иллюстрирует, насколько Запад отстал от реальной жизни. Причем от жизни отстал не только Запад, но и российские «западники». Хотя, казалось бы, последние должны быть умнее Обамы с его псаками — или хотя бы осведомленнее.
Не вдаваясь в подробности, попробую описать идеи казней, придуманные в Госдепартаменте товарища Обамы.
Казнь первая
А давайте-ка мы накажем крупных российских чиновников и политиков из окружения Путина, запретим им поездки в страны Запада, арестуем их имущество и заморозим счета в западных банках. В чем смысл: эти чиновники и бизнесмены от такого огорчения наедут на Путина и принудят его сдаться.
В чем провал: крупные российские чиновники и политики и так на Запад с личными визитами не катаются, только — с официальными, а на официальные визиты никакие санкции не распространяются. И счета в западных банках им уже давно запрещено иметь законом РФ. А кто не спрятался — Путин не виноват.
Казнь вторая
А давайте-ка прекратим международное сотрудничество с Россией. Список этих «прекращений» огромен: от исключения России из Большой восьмерки до (внимание!) приостановки сотрудничества в сфере борьбы с наркотиками. Не вру, есть и такая «санкция». Я представил, как обрадовались ребятки, работающие на героиновом траффике Афганистан-Узбекистан-Россия-Европа. Вот поперло пацанам!
Не устояла от соблазна тявкнуть Латвия: она «приостановила военное сотрудничество с Россией» (вау!), закрыла вещание телеканала «Россия» и — самое страшное — запретила въезд на свою территорию Олегу Газманову, Иосифу Кобзону и певице Валерии. Уела Путина по полной!
В чем заключается провал второй казни, я думаю, объяснять не надо.
Казнь третья, главная!
А давайте-ка накажем кое-какие российские компании: приостановим кое-какие совместные проекты, запретим продавать им кое-какое оборудование, запретим американским банкам выдавать им долгосрочные кредиты, запретим Западу покупать у России кое-что… В чем смысл: Россия остановится в росте ВВП, задохнется от безысходности, обнищает и сдастся на милость победителя.
В чем провал: ничего особо серьезного запретить не получилось. С совместными проектами — клин на Западе не сошелся, есть и Восток, который не против поучаствовать в российских проектах. Опять же, в мире есть и другие банки, кроме американских. И вообще свободных денег сейчас в мире — как грязи. С продажей оборудования та же песня — есть страны, которые в санкциях не участвуют и где это оборудование производят.
Нет, конечно, определенные сложности у России появятся. Придется поискать альтернативы, поработать с новыми партнерами, отойти от привычных стереотипов… Но русским к трудностям не привыкать. Этот народ освоил часть суши, которую остальные народы всегда считали непригодной для жизни. А русские живут там уже полтыщи лет и только здоровеют!
Несимметричный ответ Чемберлену
Путин не был столь замысловат, как работники Госдепартамента имени Обамы. Он не стал сочинять запреты на въезд в Россию для Леди Гаги или замораживать российские счета Джен Псаки. Он даже не отказался возить на МКС американских космонавтов. Путин просто объявил эмбарго на поставки с Запада мяса, колбаски, молочка, рыбки, яблочек, картошечки…
И попал в точку! Крик и стон, который поднялся в странах «золотого миллиарда», начисто смел с первых страниц газет и сбитый малайзийский лайнер, и кровавую бойню на Украине. Причем громче всех взвыли те страны, которые громче всех требовали ужесточения санкций против «путинского режима». Они пострадали больше всех — как самые «деревенские» и потому зависимые от России.
В гордой Польше даже появилась новая национальная идея: каждому поляку лично съедать в день по 6 яблок «назло Путину». Это очень похвальная инициатива. Теперь поляки будут жевать свои яблоки, латыши — свой сыр, немцы — колбасу, голландцы — помидоры и т.д. Идея, что иногда лучше жевать, чем говорить, воплощается в жизнь. Кстати, поляки, позовите на помощь украинцев. То, что вы не съедите, они понадкусывают.
Недостаток витаминов сказался сейчас
Российские либералы принялись пугать народ, что теперь негде будет купить любимые фуа гра и хамон. Пропал, дескать, русский народ. Припомнили ужасы советского бытия: продуктовые карточки, дефицит американских джинсов и жвачки, тяжелое детство, недостаток витаминов, деревянные игрушки и телефон с круглым номеронабирателем.
Дорогие товарищи, вы часом не забыли, какое тысячелетие на дворе? Вы не знаете, что американские джинсы, жвачка, телефоны — все, вплоть до деревянных игрушек, сейчас производится совсем не в тех странах, которые затеяли с Россией игру в санкции? Что яблоки и картошка растут не только в Польше, а коровы доятся не только в Латвии. Что фуа гра и хамон через полгода освоит какой-нибудь белорусский колхоз имени XXII партсъезда. А он освоит, не сомневайтесь, был бы спрос.
Я вам больше скажу: и сама Россия сейчас совсем не та, какой была в эпоху дефицита американских джинсов. Сегодня она — один из мировых лидеров по экспорту зерна. А зерно, если его не экспортировать, а скармливать скоту, довольно быстро превращается в мясо и молоко. А сыроваренный (колбасный) заводик под ключ строится за три месяца. Был бы спрос, а рынок сам все отрегулирует. Правда, товарищи либералы?
Кто в доме хозяин?
Сейчас старушка Европа горестно подсчитывает миллиарды, которые она должна будет выплатить своим фермерам на бедность. Пищевой рынок 140-миллионной России для нее накрылся. А еще Европе снятся страшные сны, как упырь Путин вводит эмбарго на автомобили, электронику, бытовую технику, мебель, стройматериалы, шмотки, алкоголь… Он ведь может, он такой!
Проблема: у Запада нет практически ничего, что бы ни производили трудолюбивый Восток и веселая Латинская Америка. С другой стороны, у Путина есть товар, без которого несчастная Европа замерзнет в ближайшую же зиму. И на этот товар эмбарго не наложишь. Заокеанские танкеры со сжиженным сланцевым заменителем в ближайшее десятилетие не приплывут. Да и вообще — приплывут ли? Не дурят ли нам голову их разные псаки?
Парадокс: всего 30 лет назад Запад своими «санкциями» мог запросто свалить экономику великого Советского Союза, а теперь ничего не может поделать со скромной Россией, побитой всякими перестройками, либерализациями, бандитским капитализмом, тотальным разворовыванием и западной дебилизацией.
Так случается, что накачанного громилу валит с ног щуплый соперник. Не сразу, не с первого удара, частенько этот щуплый сам летит кувырком, но каждый раз поднимается, вытирает кровавые сопли и снова становится в стойку… Он — не щуплый, он — жилистый. Мне кажется, это — про Россию.
Колбаса или Гагарин?
Прогнозы «специалистов по России» звучат так: вот сейчас ка-а-ак упадет ВВП, ка-а-ак заморозят зарплаты, ка-а-ак выйдет народ на улицы — полетят от Путина клочки по закоулочкам! В качестве примера приводят Грецию, где после отмены 13-й зарплаты народ стал поджигать автомобили и банки.
Товарищи западники не понимают (и никогда не понимали), что у русских смысл жизни не в 13-й зарплате. Что русские даже без фуа гра могут прожить. Было бы ЗАЧЕМ жить. Всего через 16 лет после катастрофической войны полуголодные русские не колбасный заводик построили, а космодром. И запустили Гагарина. И кричали ура. А сейчас, купаясь в колбасе — тоскуют.
Русским опять придется непросто. Будет и рост цен, и дефицит хамона, и с ростом зарплат придется повременить. Но что главное: игра в санкции как раз Европу сделает слабее, а Россию — сильнее. Вот в этом я уверен. Мой знакомый кубанский фермер сейчас подсчитывает, во сколько ему обойдется освоить «новую деляночку в 200 гектаров» под помидоры. И знаете, о чем он мечтает? Чтобы бодание с Европой длилось лет пять, а лучше — десять.
Кстати, десять лет — как раз тот срок, сколько Путину по закону РФ еще можно возглавлять страну. Так что ничего не исключено.