В Арктике найдена легкая нефть, сравнимая по качеству с экстра-сортом Siberian Light. Об этом сообщил глава компании Игорь Сечин. Новое месторождение назвали «Победа».
Зарубежные инвесторы, особенно китайцы, очень заинтересованы во вложениях в «Роснефть», рассказал «Российской газете» доцент РАНХиГС при президенте РФ, кандидат экономических наук Иван Капитонов. Между тем, он опасается, что возможное дальнейшее ослабление рубля может нивелировать рост акций отечественного нефтяного гиганта. Впрочем, это пока лишь теория. Открытие «Победы» может стать переломным моментом в отношении иностранных инвесторов и промышленников к нашим активам, прогнозируют многие опрошенные «РГ» эксперты. Пример американской ExxonMobil станет заразительным.
Как известно, техническую помощь в этом громком открытии «Роснефти» оказала именно ExxonMobil. Компания делала это в условиях антироссийских санкций своего правительства. Однако, по заявлению вице-президента «Роснефти» Ларисы Каланды, российская компания была готова продолжить работу самостоятельно в случае, если бы власти США не выдали ExxonMobil лицензию на продолжение совместного с Россией разведочного бурения в Арктике.
Но этот разрыв противоречил бы здравому смыслу — здесь эксперты единодушны. Американская компания потеряла бы надежного выгодного партнера. А нашему холдингу необходимо было оборудование для глубоководного бурения.
А оно есть у американцев. По мнению Ивана Капитонова, помощь ExxonMobil в этом открытии весома. Ведь бурение в Арктике, в экологически девственном и хрупком регионе, создает большие риски. У американцев есть и опыт, и крайне высокие экологические стандарты.
Наша страна нуждается в развитии не просто бурения на шельфе, а глубоководного бурения арктического шельфа, что сложнее. Сотрудничество с ExxonMobil дает нашим инженерам и специалистам возможность посмотреть на технологический процесс, обменяться знаниями с американскими коллегами. И развивать собственное производство оборудования, чтобы в конце концов не зависеть от зарубежных компаний.
Пусть лучше они нуждаются в нас. Кстати, ресурсные запасы ExxonMobil прирастают в основном за счет месторождений в российской Арктике. И здесь будет, чем прирасти.
Ресурсные запасы первой пробуренной на «Победе» ловушки (геологическая часть горной породы, в которой собрана нефть) составляют свыше 100 миллионов тонн. Запасы первой ловушки почти равны половине совокупной добычи нефти и газа «Роснефти» в России и за рубежом в 2013 году. А всего в этом месторождении более 30 ловушек. Для того чтобы найти «черное золото», пришлось провести сложную 3D-сейсморазведку и пробурить вертикальную скважину глубиной 2113 метров. Глубина моря в точке бурения составляет 81 метр.
Сейчас преждевременно говорить о скорой промышленной эксплуатации нового месторождения. России еще предстоит проделать большую работу по удешевлению и отработке технологии глубоководной добычи с континентального шельфа. К примеру, сегодня эксперты оценивают себестоимость добычи 1000 кубометров газа в диапазоне от 300 до 600 долларов. А такой газ еще сильнее подорожает после логистических затрат на его доставку потребителям.
Северные проекты могут окупаться только при высоких ценах на нефть. На нынешнем этапе промышленная разработка углеводородов в этом регионе требует дальнейшего уточнения экономической целесообразности.
На промышленную добычу теоретически можно выйти самое ранее через 10 лет, но срок в 15 лет кажется Ивану Капитонову более реалистичным.
По данным Минприроды России, в Карском море содержится начальных суммарных ресурсов нефти и газа в объеме более чем 41,21 миллиарда тонн. Это почти половина от разведанных запасов арктического шельфа России. По оценкам экспертов, новое месторождение превосходит такие нефтегазоносные провинции, как Мексиканский залив, бразильский шельф, арктический шельф Аляски и Канады. Оно сравнимо со всей текущей ресурсной базой Саудовской Аравии.
А весь континентальный шельф России является крупнейшим в мире источником неразведанных ресурсов углеводородов. Их перспективные запасы в тринадцать раз превышают запасы Северного моря и Мексиканского залива вместе взятых.