Олег Комолов
От редакции: публикуем материал, присланный нам читателем Александром Машниным, повествующим о его опыте работы в Швеции, которую многие считают страной «социализма с рыночным лицом»
Призовой комитет по экономическим наукам Королевской Шведской академии наук премировал господина Жана Тироля за его изучение олигополий. Согласно Тиролю, правительство имеет право регулировать «рынки с небольшим количеством влиятельных игроков», другими словами, — гигантские фирмы капиталистов. Тироль разработал основы такого регулирования, причем отказался от методы неоклассической ортодоксии. Правительству следует «успешнее мотивировать» капиталистических гигантов «стать более эффективными и в то же время не давать им причинять ущерб интересам потребителей и конкурентов», — обкатывает разработки Тироля «Газета.ru».
Интересно! Правительство должно заботиться, и в первую очередь, об эффективности крупнейших капиталистических фирм. За счет кого? Предлагает ли «Газета.ru» федеральным и региональным правителям России часть времени уделять заботам о крупном бизнесе? Что ж, такая практика у нас давно пустила корни. Всегда приятно иметь дело с богатыми, будь ты хоть журналистом, хоть действительным государственным советником. Затем идет священный интерес потребителя. Ах, как его нужно защищать, — потребителя! Для того чтобы стать потребителем «ай фонов» и «мак буков», да что говорить — «мак даков», — нужно обладать покупательной способностью. Но в буржуазных кругах наличие покупательной способности есть аксиома. Если у тебя нет денег в кармане, ты — неудачник. Экономическая наука — не для тебя. Экономическая наука — для успешного собственника, который стремится стать еще успешнее, т. е. богаче. Увы, интересы трудящихся замалчиваются не только Газетой.ru, но и новоиспеченным корифеем экономических «наук» господином Жаном Тиролем.
Для вульгарных экономистов и их популяризаторов, — вплоть до школьных учителей, — рабочих просто нет. Есть потребители, есть собственники олигархических фирм, есть государство, а вместо трудящихся — лишенный человеческого облика и всех человеческих свойств, бесформенный «труд» — чистейший объект для эксплуатации. «Труд» и лопата — одно и то же. Если собственнику выгодно, он задействует дополнительную единицу «труда», если невыгодно — может купить узкую или широкую лопату.
Кстати, о работе лопатой в Швеции, или о том, кого прикрывают вульгарные экономисты. Предлагаю вам, товарищи, исследование шведской буржуазной фирмы изнутри.
Два месяца тому назад устроился на работу в маленькую строительную фирму. Называется “Stålfreds” . Собственники — братья Ёста и Дэвид, шведы. Фирма у них от родителей. Т. е. начинали не на ровном месте. По разговорам, прибыль эта фирма приносила небольшую, в последний год — никакую. Вот и решили, видимо, за счет русских рабочих рук дела поправить, хоть на несколько тысяч евро. Нужно признать, что все время моей работы они были весьма вежливыми, дружелюбными. Да-с.. мелкий бизнес — мелкое коварство!
В один из дней, когда я работал с латышами и шведами, пошел проливной дождь. Пришлось звонить Ёсте и спросить, может ли он мне привезти сапоги. Я работал в старых кедах, которые еще в России купил. Новые тут стоят от 800 крон (где-то 4000 руб.) У меня, конечно, были и новые, но в них на том объекте только дурак бы работал. Дело в том, что здесь на стройке работодатель обеспечивает обувью. Все должны работать в специальных ботинках. Ёста сказал: да, конечно! Я привезу, какой у тебя размер?… Так или иначе, я прождал его весь день. Пришлось работать с промокшими ногами. Ничего страшного, не детский сад.
Позвонив Ёсте еще раз в 5 часов вечера, получил от него такое обещание: «мой брат тебе привезет сапоги, но где-то через час». В 6-15, после окончания работ, когда я был возле метро, звонит его брат и просит подождать «где-то полчасика». Дэвид, видимо, с улыбкой на лице, сообщил мне: «я везу тебе плащ!» Как я был этому рад! Я говорю ему: мне нужна обувь. Он отвечает: да, да, и обувь тоже. Сказал, что не могу его ждать, на что он и рассчитывал. В таких «мелочах» меня кидали не один раз. К середине октября мне в голову стала закрадываться мысль, что они меня таким образом пытаются унижать, как бы показывают свое превосходство. Не подумайте, что я жалуюсь. Я отношусь к ним не лучше, чем они ко мне, а их действия не производят большого впечатления.
Теперь — к главному, к зарплате. При найме мой ровесник хозяйчик Ёста обещал предоставить мне документ о трудоустройстве, с зарплатой и часами. Он нужен для открытия счета в банке. Зарплату за сентябрь Ёста обещал 24-го октября. Здесь многие живут по таким порядкам. Работаешь месяц, кредитуешь капиталиста, а зарплату он тебе платит только в конце следующего месяца. Так нанимателю удобнее часы считать и делать месячные отчеты. Наступает октябрь. Нужной мне бумажки все нет. Напоминаешь Ёсте, а он по-дружески отвечает: «ах, дерьмо, я забыл!» Напоминаешь еще раз и слышишь: «я тебе ее в течение 2 часов пришлю», на следующий день: «я тебе ее сейчас в машине напишу». Сказал, и через полчаса уехал. Тем, кто видит во мне простофилю, скажу, что это приличная фирма, в ней 2 строительных грузовика, несколько тракторов и грузовичков-«пикапов». На следующий день, услышав от Дэвида, что «Ёста пришлет тебе ее на имэйл», я с ними вежливо распрощался.
Круг замкнулся: эти господа вполне могут сделать «ход конем», чтобы мне не платить: «мы заплатить не против, но только на счет в шведском банке». К счастью, факт трудоустройства налицо: в моем распоряжении смс-ки с приглашениями выйти на работу тогда-то и тогда-то, и оранжевая накидка Stalfreds. И против «конька» можно кое-что выставить: раздать листовки их клиентам, наклеить листовки на объектах, обратиться в профсоюз строителей, в буржуазные службы по охране условий труда и по защите от дискриминации. Цена вопроса — 1500 евро, в настоящее время. Вообще, по европейскому законодательству нелегальные мигранты имеют право получить от работодателя зарплату за все отработанное время! Хотя не известно, чем это право оборачивается, когда доходит до практики. Возможно, что ничем. Закон на стороне буржуазии. Становиться богаче, «использовать, использовать, использовать», — таков земной промысел верующих братьев Ёсты и Дэвида.
Но не только их. Мой друг Чоул, приехавший сюда из Монголии, работает в ресторане у своего земляка. По 10 часов в день, за 20 крон (100 рублей) в час. Своего работодателя Чоул ненавидит, и когда говорит о нем на ломаном русском, показывает средний палец. Но — работает, потому что не знает ни шведского, ни английского.
Зато из шведских «принципиальных марксистов» многие — ни дня не работали. У этой молодежи дела идут в гору. У вас комплексы? — милости просим в политический кружок! Развиваем лидерские и ораторские качества. В Стокгольмском университете одна такая группа из феминисток-модисток проводит свои собрания, где к повестке дня прибит великий кризис капитализма. Когда такие восклицают: «пролетариат!», трудно не смеяться. Так что самореализация буржуазной молодежи может происходить даже и под флагом марксизма, — столько у них свободного времени и энергии.
Да извинит меня Жан Тироль, но в этой статье я затрону пару других тем. Многие хвалят Швецию. Действительно, ее города производят впечатление. Очень чистые улицы, красивые дома, ломящиеся от изящных товаров витрины, велосипедные дорожки. Однако, какие тут цены! Проезд в метро и на автобусе, — даже одну остановку, — стоит 36 крон, или 200 рублей. Конечно, ты можешь входить в метро вслед за кем-то. Это легче, чем в Москве. Но иногда за тобой будут гнаться двое-трое сотрудников в перчатках. Это примерно то же самое, что выбегать из маршрутки. И так — два или три раза в день. Лишь потому, что у тебя нет возможности нормально зарабатывать.
Между тем, в Швеции нет закона о минимальной заработной плате. Королевству не вполне к лицу защищать рабочих. Пусть этим делом занимаются профсоюзы. Да здравствует свободный для эксплуатации труд!
Еще одна серьезная тема. Шведский король известен своим публичным обещанием не отправлять домой ни одного сирийца, всем дать ПМЖ. Вот она, демократия! Король решает, а массы исполняют.
Кто не знает, Стокгольм — это не совсем Европа, это примерно на одну четвертую — город мусульманский. Эти господа верят не так, как русские. Для многих из них «ислам», что в переводе означает «покорность» или «рабство» (перед богом), — это ось всего на свете. В некоторых районах, таких как Kista, женщин в чадрах в разы больше, чем не в чадрах. Торгующих и праздно шатающихся, годами нигде не работающих представителей исламской культуры больше, чем европейцев. Непонятно. На Украине продолжается масштабный конфликт. А украинских беженцев, как я недавно узнал, «рассматривают» довольно быстро. В Евросоюзе их не задерживают.
Может быть, кому-то в Европе нужны люди из мусульманских стран, со стойкими реакционными убеждениями? Кто поверит в добросердечность предержащих власть? Проведение в жизнь мультикультурной повестки, обесценивание достижений европейской культуры, уравнивание всех и всяких мнений, идей, убеждений, поощрение торговли и сервильного сектора — все это объективно укрепляет господство командующих классов.
Напоследок отмечу, что «бесплатная» зубная помощь в Швеции состоит в том, что ты платишь 50 крон (300 рублей), а потом тебе предлагают вырвать тот или иной зуб. По ваучеру «красного креста» тебя направляют не к обычному врачу, а к интернистке. На бедных они учатся? Моя интернистка оказалась так неловка, что ударилась головой о лампочку освещения и смогла сделать рентген только с четвертой попытки. Пришлось встать и уйти. Купленное в аптеке обезболивающее, как ни странно, решило проблему лучше.
И, наконец, сторонникам шведской модели отдельно скажу, что в субботу и воскресенье почти все стокгольмские библиотеки закрыты. Центральная библиотека в выходные открывается в полдень, а закрывается в 4 часа. Очень по-социалистически, если учесть, что трудящиеся в основном работают в будни. Ну, а если у вас за время пребывания в библиотеке возникнет естественная надобность — не будьте скрягой, гоните 5 крон!