Сергей Михеев: «Война нам не нужна, но и прогибаться под Америку мы не будем»

_______________

- Сергей Александрович, не прошу вас, что называется, по пунктам разбирать и оценивать выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай». Лучше его прочесть. Скажите, с вашей точки зрения, президент дал оценку всем основным внешнеполитическим вопросам? Или что-то осталось за рамками?

- Самое важное в выступлении президента – это то, что он обозначил главную проблему сегодняшнего мироустройства. Она заключается в глобальном проекте Соединенных Штатов Америки. В наличии у американцев амбиций быть планетарными лидерами. Ни у одного другого государства мира подобных амбиций нет. Тем более они отсутствуют у России.

У Вашингтона есть интересы везде – начиная от Северного и заканчивая Южным полюсом. Но проблема в том, что добиться гармоничного адекватного лидерства ему не удалось. Этот проект буксует, Соединенные Штаты допускают ошибки: иногда умышленные, иногда – нет. Однако в итоге расплачиваться за эти ошибки приходится не американцам, а другим, издержки своего глобального проекта Вашингтон перекладывает на другие государства.


Главным свойством лидера является его обязанность нести ответственность за свои поступки, но, опять же, США хотят, чтобы ответственность несли другие. Пусть войны идут в Африке, Азии, Латинской Америке или даже в Европе, например, на Украине – это, с точки зрения Вашингтона, лишь свидетельство неготовности других народов понять и усвоить принципы великой демократии…

Вот она, основная угроза мировой стабильности на сегодняшний день. Эксперимент американцев порождает огромное количество проблем – о чем и сказал на заседании клуба «Валдай» Владимир Путин.

- Первой реакцией на Западе было, как пишут американские журналисты, удивление. Удивлялись, чем вызвана подобная критика политики Вашингтона. Вам не кажется, что наши соотечественники, в свою очередь, удивлялись: почему руководство страны столь долго не давало объективных оценок действиям тех, кого у нас именуют «партнерами»?

- Если американцы удивляются искренне, то это признак их неадекватности. Неспособности видеть мировые реалии, и лишь подтверждение опасности действий Соединенных Штатов. Они ввергают в войны страны – и даже не осознают, что творят. Именно Вашингтон разрушает целые государства, объявляя это благом для народов планеты. Если же удивление искусственное, значит, наш президент попал в «десятку».

Ну а нам, конечно, следовало назвать вещи своими именами гораздо раньше. Другое дело, что, видимо, наше руководство тянуло время и надеялось, что с американцами удастся найти общий язык. Сейчас таких надежд, очевидно, стало меньше, Соединенные Штаты сами обострили ситуацию. И получили острое выступление Владимира Путина.

- Собственно, наш президент очень точно и высказался в том смысле, что США решили перекроить весь мир исключительно под себя, под свои интересы. И никаких «возражений» не допустят. А Россия «возражает». Чем теперь нас постараются дожимать, новыми санкциями? Новыми видами вооружений? Или же попробуют устроить «майдан» на Болотной?

- К сожалению, пока Соединенные Штаты совершенно не готовы менять свою позицию. А надо: мир вовсе не таков, каким они хотят его видеть, глобальный проект Америки не адекватен действительности. Главным способом решения своих проблем Соединенные Штаты сделали создание проблем другим. Но ведь, даже с точки зрения американцев, им следует понять, что мир иной. И, если они действительно хотят сохранить глобальное лидерство, то им необходимо серьезно менять свой проект. Но такого понимания и желания делать это Вашингтон не демонстрирует. Значит, действуя в рамках старой логики, США будут продолжать давление на Россию – извне и изнутри. Извне – путем создания различных угроз, начиная от исламистов и заканчивая «подогревом» ситуации на Украине. Изнутри – в виде подпитки и поддержки оппозиции, стимулирования каких-либо деструктивных течений в нашей стране.

- Нас не удивило даже то, что Барак Обама поставил некую «российскую угрозу» в один ряд с «Эболой»: а разве мы ждали от него иных оценок? Как сказал наш президент, он не думает, что США для нас представляют угрозу...

- Все-таки это попытка Владимира Путина не переводить нынешние отношения между нашими государствами в логику войны. Мы демонстрируем добрую волю и посылаем сигнал о том, что необходимо договариваться и решать существующие проблемы другим путем, нежели методами жесткого противостояния и конфронтации.

Это абсолютно правильно. Не нужна нам никакая война с Америкой, но одновременно мы даем Вашингтону понять, что прогибаться под него Россия не будет. И средства защитить наш национальный суверенитет и интересы у нас имеются. Что касается высказываний Барака Обамы насчет угроз миру, то они абсолютно неадекватны. Это очевидно подавляющему большинству людей планеты.

- На Западе по сей день продолжают считать граждан России – не исповедующих либеральные взгляды – невеждами, если не хуже. На днях посол Польши в Вашингтоне Ричард Шнепф заявил следующее, процитирую: «Если демократический мир сохранит единство, мы сможем быть устойчивыми и упрямыми в борьбе. Вместе с санкциями и политическим давлением, исключающими Россию из дипломатических форумов, русское общество поймет, что лучше быть с демократическим сообществом, чем вне его». Вы верите, что мы поймем это «великое счастье»?

- Мне интересно знать, когда же польское общество осознает: вклиниваясь в конфликт между Западом и Россией, Варшава обрекает себя на то, чтобы стать полем боя. Польша много раз в истории совершала эту ошибку. А затем поляки начинали громко плакать и уверять всех, что они многострадальная нация, которую не любят ни на Востоке, ни на Западе.

Польскому политическому классу не хватает мудрости, чтобы понять: он создает проблемы для своей страны. Хотя, с другой стороны, ясно, что Польша, ставя себя в авангард «защиты от России», занимается опасной игрой. Ведь, если отношения России и Европы нормализуются, то Польша останется «на скамейке запасных». Если же конфликт будет воспроизводиться, то Варшава будет уверять всех в том, что стоит на защите западного мира и представляет великую значимость. При деле, как говорят. А это – чистейшей воды авантюризм. Ради достаточно сиюминутных тактических выгод Варшава готова ставить на карту и судьбу собственного народа, и судьбу всей Европы, а, может, и всего мира. Так что высказывания польского дипломата я считаю еще менее адекватными, чем высказывания Барака Обамы на тему угроз.

Что же до того, что наших сограждан не будут пускать на какие-то конференции и симпозиумы, или даже перестанут продавать России еще какие-то товары, то для нас это критическим моментом не станет. Разумеется, за последние 23 года было сделано очень много для того, чтобы превратить русский народ в потребительское общество. У потребителя нет родины, она там, где ему лучше потреблять. Несомненно, культивирование этого кредо велось, определенные успехи в этом направлении достигнуты. На это и делали основной расчет американцы, вводя режим санкций против России. Но я надеюсь, что мы не до конца потеряли национальную идентичность и не до конца расстались со своими историческими качествами, которые позволяли нам побеждать и в куда более тяжелых условиях.

- Нас пытаются давить санкциями. Да, проблем это добавляет, но, кроме либералов, посетовавших на отсутствие хамона в продаже, никто слезами не обливается. Более того, в русском народе растут антизападные настроения, согласно последнему опросу «Левада-центра», 84 процента сограждан считает, что у сегодняшней России есть враги, более того, нынешние отношения Москвы и Вашингтона оценивают как негативные 82 процента. В январе таких было 17 процентов. О стремлении Запада подавить Россию и ослабить ее влияние в мире говорят 79 процентов опрошенных. Американцам объясняют, что все это результаты примитивной «кремлевской пропаганды». Ваше мнение?

- Конечно, отчасти эти показатели – свидетельство пропагандистской работы. Причем наша пропаганда в последние годы стала работать куда эффективнее, нежели раньше. Но пропаганда – не главное, что повлияло на взгляды сограждан.

На самом деле, США не хотят признать простой вещи: антиамериканизм нынешних поколений идет «снизу». В свое время Россия стала страной обманутых надежд. Уровень доверия к американцам, к Западу и к новой постсоветской жизни был столь высок, что Россия была готова практически на все в своих отношениях с внешним миром. Но я считаю, что Запад потерял свой шанс сделать Россию своим партнером именно потому, что стал вести себя как якобы победитель в «холодной войне». Как мелкий лавочник прибирал к рукам все, что плохо лежало, ну а нас заставлял признавать свое поражение, да еще за него и платить.

То есть, нынешний антиамериканизм – это следствие того, как ведут себя Соединенные Штаты и Европа в отношениях с Россией и со всем остальным миром. Это – следствие американской политики, а не российской пропаганды. В нашей стране на протяжении многих лет пропаганда была более чем лояльной к Западу, мы очень долго пытались увидеть в его действиях хорошее. Но когда, наконец, поняли, что ничего хорошего там нет, маятник качнулся в другую сторону, и нынешний антиамериканизм во всем мире идет исключительно «снизу». Потом: если в Вашингтоне считают, что антиамериканизм в России есть результат «кремлевской пропаганды», то как тогда объяснят рост антиамериканских настроений в самых различных государствах планеты? Ведь там они выросли в разы и стали серьезной силой за постсоветские годы.

Простите, о какой «путинской пропаганде» в других странах может идти речь? Барак Обама начал свой президентский срок с визита на Ближний Восток, где клятвенно уверял всех в том, что отныне Америка другая, добрая и пушистая. И чем же все обернулось? Ливией, Сирией, нынешним положением дел в Ираке, исламистским переворотом в Египте, который состоялся при «посредничестве» США, когда в Вашингтоне «закрыли глаза» на события в этой стране. Где же она, эта новая, добрая Америка? Та, которую столь красиво расписывал Барак Обама?

Америка обманывает себя и пытается обмануть, в первую очередь, собственного обывателя. Ведь пропаганда в США направлена именно на сограждан. Барак Обама лжет собственным избирателям, скрывая все огромные провалы в своей внешней политике.

- Интересно, подсчитывал ли кто-либо, сколько в этих антизападных настроениях в России от событий на Украине? Можете предположить?

- В процентах измерить не могу, но уверен, что кризис, переросший в гражданскую войну, добавил очень и очень много. В нашем обществе все, происходящее на Украине, воспринимается исключительно как события, «простимулированные» Западом.

- Неужто в Америке и в Западной Европе не прогнозировали ни роста поддержки Владимира Путина, ни ухудшения отношения к Западу после введения им санкций против России?

- Может, и прогнозировали. Но ведь там живут в плену иллюзий, именно эти иллюзии и поддерживают лидирующую роль США в мире. Америка считает себя «на свете всех милее, всех румяней и белее». Отсюда – то, что именуется головокружением от успехов. Соответственно, многие ситуации в Вашингтоне оценивают неадекватно, что и порождает провалы, а ответственность, разумеется, сваливают при этом на других.

С другой стороны, видимо, США считают, что отношения с Россией для них не так важны, как, скажем, возможность притянуть поближе к себе Европу. Давайте поймем: американцы очень ревностно относятся к Евросоюзу. Образовав в свое время ЕС, выпустив свою валюту, Европа сделала заявку на то, чтобы стать самостоятельным, альтернативным Западом. Это была претензия на создание «двух Западов»: американского и европейского. То есть, стремление выйти из-под евроатлантической опеки, стать еще одним Западом, параллельным Америке и достаточно самостоятельным. Вашингтону это не очень нравилось с самого начала, планы Старого Света представляют для него большую проблему. Именно поэтому США пробивали вхождение в Евросоюз бывших социалистических стран Восточной Европы: они-то и стали фактически американским лобби в ЕС. Вхождение в ЕС новых членов из числа бывшего восточного блока утопило союз во внутренних проблемах и вывело на первый план повестки дня антироссийскую тему. Так что сохранение Европы в качестве пристяжного союзника для Америки важнее, чем отношения с Россией или с Китаем.

Тем более, что нынешняя ситуация позволила США реанимировать образ врага, как точно заметил В. Путин, создать квазибиполярный мир и оперировать им как фактором своей внешней политики.

- Тогда чего ждать? Чем мы еще «удивим» западных «партнеров» в ближайшее время?

- Думаю, ничего «такого» мы, применительно к США, делать в ближайшее время не будем. И «удивлять» Запад не станем. Выступление В. Путина, хотя оно и было жестким, было в определенной степени и миролюбивым. В том смысле, что президент России не объявлял о начале «холодной войны» против Америки. И, тем более, против Европы. Он обозначил возможность компромисса; дверь, бесспорно, открыта.

Да и не думаю я, что мы должны делать смыслом жизни противостояние с Соединенными Штатами. Как раз это нам и хотят навязать. Мы совершенно четко понимаем негативную роль Америки в мире вообще и применительно к России в частности. Отдаем себе отчет в мощи этой страны и наличии у нее огромных ресурсов. Только ведь мы – состоявшаяся цивилизация, да где была эта Америка, когда уже существовала Российская империя! Конечно, в девяностые годы мы потерпели историческое поражение. Но теперь мы потихоньку возвращаемся к самостоятельному осознанию себя и продолжаем жить дальше. И не «бодание» с Америкой для нас есть смысл жизни.

Пусть Соединенные Штаты решают свои проблемы, а мы будем решать свои. Но при этом иметь в виду ту роль, которую они играют в сегодняшнем мире.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 16).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА