Архитекторов американской политики «сдерживания» и холодной войны часто называют «мудрыми людьми». Даже среди успешных государственных деятелей они отличались необычайной проницательностью и умением просчитывать на несколько шагов вперёд.
Джеймс Бейкер, занимавший в администрации Джорджа Буша старшего пост госсекретаря, был одним из тех, кто несёт ответственность за то, как складывалась американская внешняя политика во время падения коммунизма. Среди множества мудрых наблюдений этого человека есть, например, такое: «В каждом достижении рядом с успехом заложены семена будущих проблем «. Бейкер имел в виду падение Берлинской стены, которое, без сомнения, Запад воспринял как свой триумф, и которое в долгосрочной перспективе таило в себе риски для американо-российских отношений.
Однако справедливым будет и утверждение, обратное тому, что сказал Бейкер: «каждая проблема таит в себе семена будущего улучшения». Даже если ситуация кажется, на первый взгляд, близкой к катастрофической, через некоторое время могут образоваться новые тренды, взаимодействие с которыми может кардинально изменить (или по крайней мере смягчить) негативные тенденции.
Это высказывание стоит держать в уме, анализируя текущее состояние российской экономики (действительно незавидное). Продолжающееся ослабление экономики страны в сочетании с ожесточённой конфронтацией, связанной с Украиной, активно обсуждается на страницах западной прессы.
Журналистка издания New Republic Джулия Иоффе нарисовала в своей статье апокалипсическую картину страны, находящейся на грани катастрофы:
«В то время как мы все паникуем по поводу Эболы… российская экономика падает в бездну… падение рубля в ближайшее время не остановится, это просто система начинает пожирать сама себя, система начинает трещать по швам… Никто не знает, когда образовавшиеся трещины приведут к развалу целого, но в Москве нарастает ощущение, что это случится быстрее, чем мы все думаем. Путин будто нарочно приближает этот момент».
Вся статья пронизана некой приблизительностью — Иоффе достаточно умный и осторожный автор, чтобы не строить прогнозов относительно сроков, когда Россию ожидает крах, но общий посыл достаточно прозрачен: российская экономика обречена по вине беспросветной глупости и беспомощности политиков. Никаких сомнений в том, что костяшки домино вокруг Путина вот-вот начнут падать, вопрос только в том, сколько ещё ждать.
По поводу изоляции
Иоффе строит свои выводы, опираясь на два показателя: инфляцию и курс валют. На этих фронтах у России действительно дела обстоят довольно плачевно. Зато в других сферах всё гораздо оптимистичней. В первые два квартала этого года ВВП России повысился — он растёт не очень быстро, но всё же растёт.
Специалисты крупнейшего российского частного банка Альфабанк недавно опубликовали свой прогноз, согласно которому снижение цен на нефть, о котором сейчас идёт много разговоров, приведёт к снижению ВВП на 0,4 — 0,8 процентов. Конечно, снижения ВВП лучше избегать в любом случае, однако снижение меньше чем на один процент вряд ли можно считать катастрофой и похоронным маршем для путинизма. Россия уже пережила намного более страшный кризис в 2008-09 годах, когда снижение ВВП было гораздо более драматичным, чем самые худшие прогнозы сегодня.
И в то время как недавнее ускорение инфляции также является проблемой, рост цен на самом деле происходит гораздо медленнее, чем в 2000-х. Опросы показывают, что россияне действительно достаточно остро переживают повышение цен, однако назвать это повышение беспрецедентным было бы неправдой.
На самом деле если сравнить то, какие проблемы переживала в последнее время российская экономика по сравнению с другими европейскими странами, то можно заметить, что ничего уникального в этом не было. Однако никто не предсказывает другим переживающим похожие сложности европейским странам скорого краха.
Подпись к изображению: Изменение ВВП Еврозоны (синий) и России (красный) с 2006 по 2014 годы
Да, страны еврозоны получают свою порцию насмешек и страхов, но ни одно уважаемое издание не будет доказывать, что они «падают в бездну», что элиты «поедают друг друга» и что стремительно приближается некий революционный взрыв, который снесёт существующий строй до основания. Вместо этого, когда речь заходит о проблемах в еврозоне, используется сухая, без эмоций, иногда очень скучная профессиональная лексика. Звучат фразы вроде «риск неплатёжеспособности суверенного государства», «нарастание структурных препятствий», но никак не «трещины, которые приведут к развалу всей системы».
Политику России последнего времени, конечно, нельзя назвать оптимальной. Не важно, были ли это ответные защитные меры вроде продовольственного эмбарго; в любом случае они дорого обходятся стране. Но хотя риски для российской экономики, без сомнения, возрастают, истинное воздействие этих перемен пока достаточно приглушено. Безработица в стране остаётся относительно низкой, доходы всё ещё (хоть и медленно) растут и экономике (пока) удаётся избегать рецессии.
Никто не говорит, что это не может измениться в будущем, и существует довольно большая вероятность усугубления экономических проблем. Однако тем, кому не терпится потанцевать на могиле Путина, стоит вспомнить, что в первой половине 2014 года состояние российской «обваливающейся» экономики немногим отличалось от состояния экономики еврозоны.
Автор: журналист Марк Адоманис, Вашингтон
Источник перевод для MixedNews — Полина Шелест