Бумеранг за «Перестройку»: в США начался дефицит еды в магазинах

_______________


На жителей США уже в ближайшее время может обрушиться глобальный дефицит продуктов питания. Такой вывод следует из исследования американской неправительственной организации Food & Water Watch.

Несмотря на рекордные прибыли продуктовых сетей США в условиях коронавируса, вызванные тем, что люди при локдауне стали больше питаться дома, американцы столкнулись с диким ростом цен на продовольствие и повсеместной нехваткой основных видов питания, говорится в ноябрьском отчете организации.

Оказалось, что сегодня каждый шестой американец (53,6 млн чел, или 17,4% населения) проживает в условиях сокращенного доступа к пищевым продуктам. И причины кроются не в одной пандемии. Корень проблемы — в монопольном характере американского продовольственного рынка, поделенного между несколькими картелями. COVID-19 лишь помог избавиться от стереотипа, будто нынешняя продовольственная система США обеспечивает изобилие, эффективность и устойчивость.

Похоже, Америка вот-вот станет жертвой извечного спутника политической турбулентности и экономических невзгод — частичного, а кое-где и тотального торгового дефицита. Он может оказаться главным атрибутом президентства Джо Байдена — как это было в последние годы СССР при Михаиле Горбачеве.

Но стоит ли удивляться прилетевшему бумерангу? В конце концов, настоящая «Перестройка» не обходится без пустых полок в магазинах. Впрочем, даже когда полки ломятся от товаров, далеко не каждый в Америке может позволить себе купить достаточно еды, чтобы не голодать.

Это не ошибка системы, это ее суть

Американская пищевая промышленность за долгие годы сумела создать великую иллюзию выбора, производящую впечатление на неокрепшие мозги. Однако сегодня она лишь маскирует сговор монополий, которые наживаются на потребителе, контролируя большую часть того, что он ест и пьет, утверждают в Food & Water Watch.

Вот простые цифры. Около двух третей всех розничных продаж продуктов питания в США еще в доковидном 2019 году пришлись всего на четырех крупнейших ритейлеров: Walmart, Kroger, Costco и Albertson’s Companies. Причем первый из них уже тогда занимал 34,8% рынка, а в некоторых комьюнити его «кусок пирога» составлял 95%. И доля гигантов-монополистов только растет: за 25 предшествующих пандемии лет число продуктовых магазинов в Штатах сократилось почти на треть.

Такое же положение дел наблюдается среди изготовителей еды. Лишь 8 из 55 продуктовых категорий в США представляют собой арену конкурентной борьбы производителей, тогда как остальные давно поделены между «хозяевами рынка».

«Американские супермаркеты выглядят как фасады разнообразия. Но в действительности вы выбираете лишь между горсткой компаний, которые производят едва ли не каждый товар, лежащий на полке», — говорится в отчете организации.

За примерами далеко ходить не надо. Возьмем типичный образец «супермаркетного разнообразия» — витрину с йогуртами. Количество брендов, вкусов и составов поражает воображение и нередко вызывает вопрос: «Зачем их столько?» Однако три четверти всех продаж йогуртов в США приходятся всего на четыре компании.

Другой показательный пример — детское питание. В этой категории три производителя захватили 85% продаж жидких смесей и 95% — порошковых. В других категориях один всемирно известный бренд может контролировать свыше 80% рынка. Все это приводит к предсказуемым последствиям: от фиксации и постепенного повышения цен до прямого навязывания своей продукции покупателям.

«Это не ошибка системы, — отмечает Food & Water Watch. — Она функционирует именно так, как и было задумано: направляя богатство местных сообществ в руки акционеров и руководителей корпораций».

Словом, никакой рыночной конкуренцией тут и не пахнет. А пресловутые «сто сортов колбасы» сегодня в США возможны разве что как плод маниакального воображения маркетологов, придумывающих все новые названия для одного и того же сорта.

«Им не хватает нормальной еды»

Проблема, однако, в том, что эта американская система относительно устойчиво работала лишь до коронавируса. Конечно, не считая досадные исключения, когда во время стихийных бедствий или бунтов добропорядочные граждане мгновенно опустошали полки магазинов, нередко не платя за товар.

Но пандемия сломала устоявшиеся схемы. Десятки тысяч незапланированных заражений среди работников перерабатывающих заводов и сотрудников магазинов в США привели к серьезной нехватке рабочей силы. А локдауны и прочие ограничения обрушили важные цепочки сбыта даже в вертикально интегрированных компаниях-ритейлерах.

Так, всего одна вспышка COVID-19 на мясоперерабатывающем заводе в Южной Дакоте, принадлежащем крупнейшему в мире производителю свинины Smithfield Foods, привела к отключению 5% мощностей по переработке данного вида мяса в США. При этом исправно работавшие фермы были вынуждены уничтожать свежепроизведенную продукцию, которая раньше предназначалась для закрытых ресторанов и учебных заведений. Дело в том, что они не смогли вовремя переориентироваться на новые линии сбыта — или их туда просто не пустили.

В свою очередь, взрывной рост онлайн-торговли с доставкой до дома в условиях коронавируса оказался выгоден лишь крупным игрокам, способным пойти даже на отрицательную маржу для покорения рынка. Это разоряет многие мелкие сети, не говоря уже об отдельных магазинчиках типа «Лавки папы Джо».

Одновременно в США резко выросли цены на многие категории продовольственных товаров. И не только из-за высокого бензина или подскочившей инфляции, но и из-за непомерной жадности пищевых гигантов, которые предпочли не вкладываться в производство, а выкупать собственные акции.

В экономике это приводит к хрестоматийным диспропорциям. Когда, скажем, стоимость мяса в рознице резко выросла, однако производители скота вынуждены отпускать свою продукцию торговым сетям по сниженным ценам. А в социальной сфере основным следствием становится натуральный голод миллионов американцев, с которым не справляются даже благотворительные продовольственные банки. Не случайно 53% американских граждан, по данным Ассоциации пищевой промышленности США за октябрь-2021, обеспокоены ростом цен на еду, а 43% — ее отсутствием в магазинах.

Все это заставляет исследователей из Food & Water Watch бить тревогу. Причем их рекомендации о том, как восстановить систему торговли едой в США «с нуля», создают гнетущее впечатление. Там и «увеличить госфинансирование», и «создавать продуктовые кооперативы», и «построить хабы пищевых товаров», и «обеспечить продовольственную безопасность страны»… Прямо повеяло ельцинскими 1990-ми и главной тогдашней дырой в народном хозяйстве — агропромом.

А пока благие пожелания не воплотились в жизнь, американцы гадают, является ли фейком вирусный видеоролик «Великие нации едят». В нем встревоженная женщина приобнимает американскую девочку с плюшевым мишкой и обращается к зрителям на немецком языке:
«Ей не хватает нормальной еды. Ей грозят диабет и болезни сердца. 49 миллионов американцев страдают от отсутствия продовольственной безопасности. Им необходима не просто еда, им нужны перемены. Америка нуждается в немецкой помощи. Прямо сейчас».

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 33).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА