Людей, поддерживавших Украину, на Юго-востоке была хоть и не масса, но достаточно много. Их было достаточно даже после «евромайданного» шабаша и даже после силового захвата власти путчистами. Однако после того как режим пошел войной на Восток, число его приверженцев здесь стало таять на глазах.
Факт этого констатировал популярный корреспондент телеканалов «Russia Today» и «Звезда» Грэм Филипс, который практически все время конфликта находился в зоне боевых действий и являлся непосредственным свидетелем трансформации восприятия здесь Украины. По наблюдениям Филипса градус ненависти к Киеву очень высок и в регионах Юго-востока не охваченных войной, однако, в силу репрессий, люди вынуждены пока скрывать свое истинное отношение к украинской власти.
«Людей, настроенных за Украину, было много — даже в Крыму я снимал тех, кто был за Украину. Сейчас никого не осталось: либо уехали в Киев, либо... Никто не ждал, что Украина поступит так жестко, введя войска. Из-за своих действий киевские власти потеряли всю поддержку — даже тех, кто раньше активно их поддерживал. Я сейчас получаю много сообщений от людей из Киева, Одессы, Николаева, они поддерживают меня, но они боятся, потому что там очень сильные репрессии», - рассказал Грэм Филипс в интервью российскому изданию ura.ru.
Грэм Филипс подтвердил, что украинские военные и наемники промышляют мародерством и открытым грабежом, жертвой которого стал он сам.
«Сейчас на Украине война — это оправдание для беспредела. Я приехал сюда на своем новом «Ровере». Эта машина была моя мечта, а укропы отжали ее через два дня. В Мариуполе я снимал, как задерживали мародеров — они такое творили!», - рассказал военкор.
В то же время в зоне, контролируемой властями ДНР, говорит журналист, такие случаи являются редкостью и сразу же жестко пресекаются. Грэм рассказывает, что пордку на Донбассе можео даже позавидовать.
«Здесь спокойно. Никто не грабит, можно ходить по городу: у ополченцев порядок. Киевская пропаганда рассказывает, что ополченцы избивают друг друга. Может быть, такое бывает, но это не значит, что здесь всегда так, это значит, что война — бардак. Мы понимаем, что ситуация ненормальная для жизни, нет законов. Но здесь есть оправдание — война. А Украина — это полностью беспредел. Там нет оправданья: во Львове или Киеве нет войны. Я долго жил в Одессе, я купил там квартиру, она очень красивая! Я очень люблю Одессу, я хотел там жить! И я смотрел видео, что делал «Правый сектор» в Одессе. Полиция только наблюдает, никто даже не посмеет трогаться, потому что «Правый сектор» сейчас сильнее полиции», - с сожалением замечает британец.
Невзирая на массовую западную пропаганду, преследующую единственную цель очернить России и тех, кто ее поддерживает, общественное мнение на Западе все же меняется в объективную сторону, говорит Филипс.
«Я выкладываю все, что снимаю, в Твиттер. И вижу, что у Киева все меньше поддержки. Каждый день мне пишут люди — из Европы, из Великобритании. Конечно, для меня самое драгоценное — это Великобритания. Можно сказать, я здесь для того, чтобы корректировать позицию моей страны, которая ошибалась, когда поддерживала киевские власти. Я считаю, это стыдно для нас, это позор. Я здесь, чтобы поправить это.
И не только в Великобритании. Я получаю сообщения от людей из Германии, Италии, Франции, Испании. Они хотят поддержать людей здесь, хотят помогать, давать гуманитарную помощь. Готовы приносить продукты, деньги. И они хотят поддерживать позицию, которую мы понимаем как правду. Многое меняется», - рассказал британец.
Но я тоже больше работаю с русскими каналами — Russia Today, «Звезда». С «Би-би-си» работал совсем немного, около десяти раз. Один раз в апреле, когда в Донецке были беспорядки, я снимал сюжет, как дрались те, у кого были русские и украинские флаги. В «Би-би-си» посмотрели сюжет и спросили: «Ты можешь сказать, что русские хулиганы избили украинских протестантов?» Я сказал: «Это не факт, проукраинцы могли избить тех, кто за Россию». Когда я им это объяснил, они потеряли интерес.
По собственному признанию Грэма, он предпочел работать не с Би-Би-Си, а с русскими каналами потому, что «им больше нужна правда».
С 2012 года Грэм Филипс жил и работал в Киеве, работал в англоязычном журнале Whats'on.
Сейчас этот журнал не работает, говорит он. «Они решили поддерживать Майдан, и у них на каждой обложке был Майдан, Майдан, Майдан. А когда он случился — первым делом закрыли журнал, потому что не стало рекламы — ни у кого в Киеве нет денег. Гостиницы пустые, рестораны пустые. Они закрыли журнал после 16 лет работы. Люди, которые в нем работали, оказались без работы, потому что поддерживали Майдан, а после того, как Майдан победил, ни у кого нет денег», - констатировал Филипс.
Грэм Филипс