Жизнь без SWIFT

_______________

Пишет pavel_shipilin

Россия присоединится к китайской платежной системе, если будет отключена от SWIFT. «Международная финансовая система становится для нас не очень удобной, потому что представляет собой угрозу для нашей безопасности», — сказал вчера в интервью Bloomberg TV глава Группы ВТБ Андрей Костин.

Именно он в декабре прошлого года сравнил отключение России от SWIFT с объявлением войны. Погорячился, конечно.



В декабре Андрей Костин довольно эмоционально заявил, что в день отключения российских банков от системы SWIFT посол США в РФ должен будет покинуть Москву. Сейчас у председателя ВТБ эмоции улеглись, он стал реагировать на неприятные новости адекватно. То есть, по-деловому, как и подобает крупному банкиру.

Итак, что произойдет в случае отключения нас от SWIFT? Российские банки потеряют возможность управлять своими корсчетами за рубежом, а также проводить внутристрановые платежи. Возникнет проблема для двусторонних банковских сообщений при переводах как внутри России, так и за рубеж. Отсутствие сообщений по платежу фактически означает, что банк не сможет ни отправить, ни принять деньги.

Однако Россия — второй крупнейший пользователь этой платежной системы после США по количеству банков-пользователей (более 600). Отключение их от SWIFT приведет к буре в финансовом мире. Который не любит даже мелкой ряби, не говоря уж о таких потрясениях.

 


Из Википедии

SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications), сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций — международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей.

Основана в 1973 как кооператив, созданный по бельгийскому законодательству. Главный офис расположен в Брюсселе. В настоящий момент членами SWIFT являются более 10 000 организаций. Они же являются его владельцами.

В день через SWIFT проходит более миллиона транзакций о денежных переводах, межбанковских платежах, ценных бумагах.


 

Центробанк оперативно отреагировал на угрозу — сразу же после того как с Запада послышались первые сигналы, начала создаваться Российская национальная платежная система (РНПС). Она уже протестирована, с декабря 91 наша кредитная организация участвует в российском аналоге SWIFT.

КНР намерена запустить собственную систему CIPS (Chinese International Payment System) уже осенью. Система позволит банкам в разных странах обмениваться между собой поручениями в юанях вместо долларов за счет снижения издержек по таким транзакциям. Разумеется, полностью заменить SWIFT она не сможет. Но потрепать американскую валюту ей вполне по силам.

Наш человек в SWIFT

«По итогам 2014 года рост трафика SWIFT в России позволил нам выйти на 13-е место в мире, поэтому Россия увеличила свою долю до уровня, который позволяет ей выдвинуть кандидата в совет директоров», — пояснил РБК исполнительный директор ассоциации «Россвифт» Роман Чернов. Кандидат от России должен быть сотрудником либо организации-пайщика SWIFT, либо связанной с пайщиком. Организациями-пайщиками являются самые активные пользователи системы SWIFT, в России это десять крупнейших банков.

Совет директоров SWIFT состоит из 25 человек и избирается на три года. Свое место России уступил Гонконг. Кроме того, одно место в совете потеряли Нидерланды, оно досталось Бельгии (у нее теперь два места). 16 апреля на общем собрании «Россвифта» будет предложена кандидатура для избрания в совет директоров. Новый совет будет утвержден на годовом собрании акционеров SWIFT в июне 2015 года, после чего российский директор приступит к исполнению обязанностей.

Однако наш человек в SWIFT не сможет помешать отключению России от этой платежной системы, если все-таки будет принято такое решение.

Россия должна сама выйти из системы SWIFT

Очевидно, что угроза отключения от SWIFT вполне реальна. Однако это не означает войну. Хотя и неизбежно приведет к разбалансировке не только мировой финансовой системы, но и международных отношений. «Здравый смысл, хотя он в последнее время явно в дефиците, все же должен присутствовать. Отключение от системы SWIFT прекратит не только платежи в адрес России, но и встречные платежи. Не знаю, кому это будет выгодно», — рассуждает директор Департамента экономического сотрудничества МИД РФ Евгений Станиславов.

Именно поэтому трезвые головы на Западе предостерегают от такого необдуманного шага. Например, член совета управляющих Европейского центрального банка, глава ЦБ Австрии Эвальд Новотны заявил, что возможное отключение банков от SWIFT было бы «очень проблематичным, так как это может подорвать доверие к этой системе». Даже министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына назвал отключение России от SWIFT палкой о двух концах.

Однако коллега cinecon, который, судя по всему, достаточно хорошо разбирается в проблеме, считает, что Россия должна сама отключиться от SWIFT. Такая жесткая мера в конечном итоге привела бы к оздоровлению нашей экономики и отвязке от доллара.

Вот его аргументы.


Отключение от SWIFT — очень жесткая и болезненная мера, которая на некоторое время серьезно затруднит финансово-экономические операции России с внешним миром. Но эта мера будет весьма чувствительной и для Запада, ведь мы обязательно в ответ введем мораторий на оплату внешних долгов, как государственных, так и частных. Только по корпоративным долгам  и только в 2015 году Россия должна заплатить около 180 млрд. долларов.

Но это далеко не все потери Запада. Есть у нас такое понятие — бегство капиталов. За 2014 год его оценивают в 120 млрд. долларов. При отключении от SWIFT оно станет технически невозможным. Несколько десятков миллиардов составят потери от туризма, ибо карточки российских банков на Западе (в Турции и Египте в том числе) работать не будут. Плюс неразбериха с исками, судами, арестами имущества и т.д. Здесь важно, кто первый начнет.

Итого на круг лишь за 2015 год — 300-350 млрд. долларов. Если Запад готов нести такие потери — пожалуйста, отключайте.

Выход из этого положения, пока еще гипотетического, конечно, есть. Это создание собственной платежной системы, подключение основных банков к швейцарскому банку международных расчетов в Базеле, кроссинг на международные рынки через китайский юань, создание сети оффшорных банков, в первую очередь на Кипре и в республике Северного Кипра, укрепление сети бывших совзагранбанков (персональная забота ВТБ) и дочерних банков Сбербанка. Понятно, что это время и деньги (впрочем, деньги не столь уж большие). Но раз риски велики, то к ним нужно быть готовым заранее.

Самая лучшая, на мой взгляд, мера — это самим отключиться от SWIFT, перейдя на расчеты в рублях во внешней торговле. Господа покупатели нефти, газа, металлов, удобрений, леса, вооружений, космических услуг, продукции атомной промышленности и т.д. по списку, должны будут позаботиться о том, где эти рубли взять. Это не будет проблемой, они смогут купить их за юани и швейцарские франки или у росзагранбанков.

Кстати, переход на рубли — это очень хорошая мера для предотвращения офшорного трейдинга, одного из важнейших каналов бегства капиталов. Ведь на торговых площадках он будет весьма заметен, выбиваясь из общего ряда сделок.

Понятно, что в этом варианте уже не будет необходимости объявлять мораторий на погашение долгов.


 

Совершенно очевидно, что санкции против России — это дорога с двусторонним движением. Вывод: жизнь без SWIFT возможна. А может быть, даже полезна.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 5).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА