Несложно понять, почему всего лишь один мизерный эпизод из всего большого торжественного мероприятия президента Путина стал одной из горячих новостей дня. Просто нижеприведенные слова попали в резонанс.
Чествуя в Георгиевском зале Большого кремлевского дворца офицеров и прокуроров, назначенных на вышестоящие должности, Владимир Путин, помимо прочего, заявил: «Мы выступали и выступаем против вмешательства во внутренние дела суверенных государств, провоцирования вооружённых конфликтов. Такая практика в отношении ряда стран Северной Африки, Среднего и Ближнего Востока привела к разгулу там терроризма, а вблизи наших границ породила кровавую драму у соседей – на Украине».
Надо ли говорить, что именно этот фрагмент, моментально растиражированный СМИ, вызвал наибольший интерес комментаторов? Казалось бы, банальность, но повторенная очень вовремя. Либеральный лагерь внутри и вовне России на чем свет стоит поносит «агрессора», отравившего Украине мечту о светлом европейском «завтра»; у патриотов-«ястребов» претензии зеркально противоположные - проявили малодушие, дали укорениться и раздухариться нацистской гадине.
А президент просто констатировал то, что говорил не раз и ранее. Просто, в ином контексте слова эти терялись, всяк волен был интерпретировать их в свою пользу. Но теперь они хорошо зарифмовались с полуконспирологическими суждениями обывательско-экспертных масс о «сливе Новороссии», «прогибе перед Западом» и прочими прегрешениями вольными и невольными.
В свою очередь, политолог, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов в беседе с обозревателем KM.RU призвал критиков правильно понять нашумевший пассаж главы государства:
- Видите ли, Владимир Владимирович Путин является президентом России и ответственность на нем лежит несоизмеримо большая, нежели на тех, кто комментирует его заявления в блогах или в СМИ. Президент наш отвечает за многое, это обратная сторона достаточно жесткого или даже, как некоторые либеральные политологи отмечают, авторитарного режима.
Президент, как лицо, обремененное исключительной ответственностью за вверенную ему народом страну, обязан анализировать ситуацию, предвидеть ее развитие на несколько шагов вперед. И именно потому заявленную позицию о принципиальном невмешательстве России во внутренние дела других стран корректнее называть не «травоядной», а дальновидной, взвешенной и далее по списку.
Задача Владимира Путина на данном этапе - не допустить втягивания России в открытые военные действия. Поверьте, очень немалое число политиков как на Украине, так и около нее очень бы хотели, чтобы российское руководство, в ответ на все более нарастающие провокации, наконец-то «сорвалось». Военный ответ на эти недружественные шаги, как минимум, оправдает все те оценки, данные «авансом» нашей внешней политике как агрессивной и неоимперской.
При этом, замечу, что мы имеем дело с публичным высказыванием Владимира Путина, но политическая и дипломатическая мудрость заключаются именно в том, что не обо всем есть смысл говорить публично. Отстаивать свои интересы государству можно и нужно всем тем негласным арсеналом средств, что у него имеется.
Поймите меня правильно, речь идет не о том, что мы должны говорить одно, а делать непременно другое. Просто когда речь идет о защите интересов страны, не все нюансы имеет смысл проговаривать открытым текстом и в точности до последней запятой. В этом - суть нормальной дипломатии. Более того, мы не найдем ни одного политика высшего ранга ни из одной самой «цивилизованной» страны, который не придерживался бы этого очевидного принципа.
Есть вопросы, которые решаются исключительно кулуарно, есть задачи, в детали которых общественность не посвящается вплоть до того, пока не созреет то или иное их решение. Зачем нам сейчас лишний раз раздражать наших противников, которые только и ждут, пока мы допустим серьезный промах?
- Помимо понятной и предсказуемой критики от либерального лагеря есть критика и со стороны патриотов-государственников, которым критически не хватает наглядной демонстрации нашей решимости во внешней политике. Но разве возвращение Крыма, состоявшееся чуть более года назад - не есть самое очевидное свидетельство этому?
- Решимость вообще демонстрируется не словами, а делами. Можно по-разному анализировать нынешнюю внешнюю политику, но уже очевидно, что, как минимум,на попятную мы не идем. Упорно добиваемся решения поставленных задач.
Кризис на Украине пока не разрешен, но нам хотя бы удалось настоять на окончании масштабного кровопролития. Теперь главное - не допустить рецидивов, обеспечить абсолютное исполнение сторонами пунктов первых и вторых договоренностей в Минске.
И эта взвешенная политика приносит свои плоды. Еще недавно президент США Барак Обама что-то говорил о том, что экономика России «разорвана в клочья», но только реальность сегодня такова, что рубль растет, а санкции не смогли уничтожить нашу экономику. В не малой степени благодаря именно той самой выдержанной «травоядной» политики, которая, как видим, принесла стране гораздо больше пользы, чем пустое бряцание словами. Это как раз так любит официальный Киев.