На курильском острове Матуа восстанавливают бывший японский аэродром времен Второй мировой войны. Территорию расчищают с помощью строительной техники, которую экспедиция Минобороны привезла специально для реконструкции с материка. На бывшей стоянке японских самолетов будет три вертолетных площадки. Воздушная гавань уже приняла первый борт.
Эта воронки на территории бывшего японского аэродрома появились более 70 лет назад — след Второй мировой войны. На Курильском острове Матуа в то время находилась военно-морская база вооружённых сил Японии, которую американцы часто бомбили.
По словам Игоря Самарина, представителя РГО, сотрудника Сахалинского краеведческого музея, на этой технической площадке было 65 попаданий снарядов и авиабомб. Аэродром представлял лакомый кусочек ВС США, которые бомбили его чаще других объектов на Курилах. Только авиационных налетов сюда было совершено порядка 25. Сюда также подходили тактические катера и эсминцы, которые выпускали по острову бесчисленное количество снарядов.
Одна из целей экспедиции Министерства обороны – восстановить инфраструктуру далекого и долгое время необитаемого острова.
Взлётно- посадочные полосы длинной в 1200 и 800 метров японцы начали строить еще в 30-х годах прошлого столетия. Тогда самолеты садились на уплотнений грунт из смеси щебня и битума, в 40-х их залили бетоном и расширили, чтобы принимать бомбардировщики торпедоносцы и истребители. Со временем покрытие разрушилась, заросло кустарником. На взлетной полосе тонкий бетон покрылся трещинами. Здесь было и четыре крытых ангара самолетов, специальные укрытия из высоких земляных валов, которые сохранились по сей день.
В 1945 этот военный аэродром имел такое важное стратегическое значение, что без преувеличения можно было сказать: "кто владеет Матуа, тот владеет миром". Между вчерашними союзниками президентом США Трумэном и Сталиным даже возник территориальный спор по этому острову, который отразился в секретной переписке. Сталин резко отказал Трумэну, заявив, что Советский Союз сам распорядится теми территориями, которые он контролирует. Это явилось серьезной причиной разногласий, потому что уже тогда начали "задувать" ветры холодной войны.
Аэродром на Матуа находился на точке разворота американских бомбардировщиков того времени, то есть топлива хватало, чтобы долететь от западных алеутских островов до Курил и повернуть обратно. Им нужен был аэродром для дозаправки, чтобы добираться дальше – в оккупированную Японию или вторгаться в воздушное пространство Советского Союза.
Аэродром мог быть всесезонным, по одной из версии исследователей острова, зимой взлетная полоса подогревалась термальными источниками. Однако пока она не получила своего подтверждения. Ученые из Русского географического общества гейзеров на вулкане пик Сарычева не обнаружили. Сейчас территория аэродрома расчищается с помощью строительной техники, которую экспедиция привезла специально для его реконструкции с материка.
На бывшей стоянке японских самолетов обустраивается три вертолетных площадки. По словам Виталия Каневского, толщина бетона 12 сантиметров, он находится в удовлетворительном состоянии, что позволяет обеспечить взлет и посадку вертолётов типа Ми-8 и КА-27.
Воздушная гавань Матуа принимает первый борт. Внутренний рейс, который обеспечивает связь между госпитальным судном экспедиции и лагерем. Приземление прошло успешно.
Александр Лукьянов