Президент Сирии Башар Асад предупреждает об угрозе третьей мировой войны из-за сирийского конфликта и обвиняет Соединенные Штаты и их союзников в поддержке террористов. В это время президент США Барак Обама готовится провести совещание по сирийской проблеме, на котором, по данным источников, будет решаться вопрос, бомбить или не бомбить позиции сил Асада. Насколько серьезна складывающаяся сегодня в Сирии ситуация и есть ли там угроза прямой конфронтации между вооруженными силами России и Соединенных Штатов, Федеральному агентству новостей объяснил один из ведущих российских специалистов по ближневосточной проблематике, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
— Можно ли ждать в ближайшее время авиаударов возглавляемой США коалиции по позициям правительственной армии Сирии?
— Мало ли чего можно ждать! Мы к этому готовы, а дальше — совершенно неважно. Если американцы примут решение бомбить войска Асада, то на сирийской территории есть достаточное количество современных систем ПВО — того типа, которых не было в природе ни в корейскую, ни во вьетнамскую войну, — чтобы потери Соединенных Штатов были вполне адекватными. Зачем это им нужно, это их проблемы, но Сирия прикрыта, позиции Асада прикрыты. Прямое столкновение с Россией в высшей мере не в интересах наших американских «коллег». А дальше путь решают. Они потеряли уже и в Корее, и во Вьетнаме по несколько десятков тысяч человек, и там у них тоже были коалиции, так что нас пугать нечего.
— В интервью российским СМИ Башар Асад отметил особую важность операции в Алеппо, победа в которой даст возможность сирийской армии нанести серьезный урон запрещенной в РФ организации «Джебхат ан-Нусра». Насколько победа в Алеппо может решить исход войны?
— Да, разумеется, в Алеппо как раз складывается ситуация, при которой крупнейший северный сирийский город вот-вот будет очищен от террористов типа «Аль-Каиды». Это означает, что те, кто уже много лет пытаются свергнуть Асада и разрушить Сирию проиграли. Дальше уже частности — зачистка Идлиба и других городов, но это уже не так важно.
— Идлиб — это почти граница с Турцией. Можно ли Сирии и России рассчитывать на серьезное взаимодействие с турецким правительством в борьбе с террористами?
— Я не занимаюсь предсказаниями. Это решение будет принимать руководство тех, кто воюет сейчас в Сирии с террористами, в рамках дипломатического общения с Турцией. Как это будет, отдельная тема. Увидим.
— После серьезного кризиса отношения Москвы и Анкары в последнее время заметно улучшились. Но можно ли полностью доверять Эрдогану, в частности, в сирийском вопросе?
— Доверять никому не нужно. Вообще никому и никогда. Уровень доверия — это не совсем то, о чем имеет смысл говорить, когда вы говорите о политике.
— Но есть ли хотя бы шансы на продуктивное общение с Турцией в этом вопросе?
— На общение шансы есть всегда, и мы с Турцией общаемся. На взаимодействие шансов нет по определению, потому что у нас диаметрально противоположные с Турцией цели в Сирии. Но общение у нас идет. А что из этого получится, увидим.
— В свете последних действий США есть ли хоть какой-то шанс на конструктивное общение с ними по сирийскому вопросу, или нам нужно оставить все попытки о чем-то договариваться с Вашингтоном и вести свою игру?
— Свою игру надо вести всегда. В любой ситуации. Общаясь с Соединенными Штатами, нужно защищать только свои интересы и вести только свою игру. Верить никому нельзя. Повторяю, верить нельзя как Турции, так и Соединенным Штатам.
— Но есть ли хоть какая-то надежда, что нам удастся наладить нормальное взаимодействие, хотя бы на уровне обмена информацией и координации действий?
— Нормальное взаимодействие — это когда вы никому не верите и ведете только свою игру. Все остальное — чепуха, сказки братьев Гримм или «Дюймовочка». Как можно доверять американцам? В какой-то мере мы с ними взаимодействуем, в какой-то мере нет. Если вы имеете в виду уровень сотрудничества, при котором вы можете им доверять, то этого нет.
Подготовила Анна Кириллова