Фото: ntv.ru
Как накануне заявила Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко по итогам переговоров с президентом Ирана Хасаном Роухани, Россия и Иран наметили курс на стратегическое партнерство.
Активно развиваются экономические отношения, многократно возросли контакты между политиками, вырабатываются общие подходы по ряду межрегиональных и международных проблем, начат диалог о развитии туристической сферы – намечен курс на либерализацию визового режима, и этот список можно продолжать долго. После урегулирования иранской ядерной проблемы, в котором Россия сыграла одну из основных ролей, диалог идет очень активно.
Но все же одним из основных аспектов развития отношений остается военно-техническое сотрудничество, которое стало восстанавливаться после того как президент России Владимир Путин 13 апреля 2015 года снял запрет на поставку ЗРК С-300 в Иран.
Вообще следует отметить, что все нынешние прорывы в вопросе военно-технического сотрудничества России и Ирана – это лишь движение в сторону восстановления былых связей, утраченных в 2010 году после того, как указом президента РФ Дмитрия Медведева большинство контактов было свернуто. По оценкам экспертов, в результате введения запрета на поставку вооружения в Иран, Россия понесла убытки от 10 до 13 миллиардов долларов.
Запрет касался практически всех видов обычных вооружений по классификации Регистра ООН – боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет и ракетных систем, а также запчастей и средств материального обеспечения к этой технике. А до этого с 1990 года Россия продала в Иран огромное количество вооружения, и запрет не только поставил крест на дальнейших поставках, но и на долгосрочных контрактах по обслуживанию.
И теперь, когда глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, находящийся в Иране в составе делегации, заявляет о намерение Ирана закупить в России вооружение на 10 миллиардов долларов, следует воспринимать подобные заявления как возможность для российского ВПК восстановить былые отношения. Почва для этих отношений действительно существует, и перечень продукции военного назначения, не попадающий под действующие ограничения ООН обширный.
Правда, Иран желает покупать и то вооружение, в отношении которого до сих пор действуют ограничения СБ ООН. Но уже через четыре года ограничения будут сняты, и Россия сможет поставить в Иран все, что пожелает и без одобрения Совбеза ООН, поэтому начинать готовить соглашения можно уже сейчас.
Zolotoy,
Специально для Politikus.ru