Шекспир - плохой автор? Олег Басилашвили о Ромео, режиссёрах и демократии

_______________

«Кто мы, где находимся, куда идём? Понимать это важно как для государства, так и каждого человека», - считает Олег Басилашвили. На днях ему исполнилось 83 года. Актёра поздравили руководители города, однако сам он к празднику отнёсся скептически.



Олег Басилашвили: «Я понимаю, что делаю нужное дел». © / Кадр из фильма

- Я себя чувствую старым человеком, которому пора «сливать воду». Говорю это искренне и откровенно. Станиславский утверждал, что «старику в 55 лет стыдно выходить на сцену», а мне уже 83. Поэтому мои претензии к дальнейшей театральной судьбе крайне ограничены. Я, например, не льщу себя надеждой получить лавры Ромео или сыграть подобную роль (улыбается). Легендарного артиста МХАТа 90-летнего Марка Прудкина как-то спросили, как он себя чувствует. Он ответил: «Прекрасно, только перспективы никакой». Примерно такие ощущения и у меня. 


 

Театр-семья

- Вы в Москве закончили школу-студию МХАТ, мечтали попасть в этот театр, но в итоге всю жизнь служили в нашем Большом драматическом. Счастливый поворот судьбы?

- Во МХАТ меня просто не взяли, как и остальных 90% выпускников нашего курса. Вместе с Таней Дорониной, тогда моей женой, мы поехали в Сталинград, другие города. Где-то как-то крутились, а потом неожиданно попали в Ленинград на «Пять вечеров» в БДТ. Сидим в нарядном зале, и вдруг на нас хлынула атмосфера подлинной вонючей коммунальной квартиры. Не знаю, как это было сделано, но я верил, что это коммуналка, где на дверях десятки кнопок звонков, гроздь лампочек в уборной, в коридоре - корыто для стирки, которое всё время падает. Пахнет котами и мочой. Там живёт погасшая немолодая женщина, её блистательно играла Зинаида Шарко. И вдруг за этим столом с лысой клеёнкой, на пролёжанном диване, начинается самое святое, что есть в жизни, - любовь. На глазах всё меняется, хотя не меняется ничего. Убогая комната становится центром мироздания, где зарождаются самые светлые подлинные чувства. У меня было ощущение, что «чайка» с занавеса МХАТа вспорхнула и приземлилась на сцене БДТ. Счастлив, что в итоге там «приземлился» и я.

У меня было ощущение, что «чайка» с занавеса МХАТа вспорхнула и приземлилась на сцене БДТ. Счастлив, что в итоге там «приземлился» и я.

- Вы 58 лет проработали в БДТ, большинство - с великим Товстоноговым. Каким было это сотрудничество?

- Первые годы - трудным, шли маленькие, скверные роли, никакого успеха я не имел. Уже подумывал уезжать, как вдруг неожиданно остановил Товстоногов: «У меня такое ощущение, что вы хотите уйти из театра. Не делайте этого, вы мне очень нужны». Думаю, не так-то я ему был нужен, просто, видя моё состояние, он меня хотел поддержать. Это огромное счастье, что я попал к нему в руки. Именно Георгию Александровичу я обязан пониманием искусства и места человека на сцене. Зачем ты туда вышел? Чтобы лишний раз постучать каблуками, нарисовать себе румянец? Нет. Видимо, что-то хочешь изменить в жизни, дать людям, которые купили билеты, пришли на спектакль, где ты играешь. Понимаешь ли ты ответственность, которую на себя берёшь? Этим чувством были заражены все артисты БДТ. И даже получив эпизод, понимали - не зря живут. У нас был театр-семья. Да, там случались скандалы, предательство, ссоры, любовь и расставание, но это был дом, где тебя всегда ждут.


Внешне - всё хорошо

- На днях открыт 100-й сезон. Какие чувства рождает у вас современный БДТ?

- На наши спектакли ходят, хлопают, режиссёр и некоторые артисты получают «Золотые маски». Так что внешне всё очень даже хорошо. Мне тоже доставляет радость играть спектакли, в которых сейчас занят. Это «Лето одного года» и «Дядюшкин сон». Я понимаю, что делаю нужное дело. Не знаю, хорошо или нет, но мне это нужно. И по лицам зрителей тоже вижу - я им что-то дал. У нас с Юрским одно время было чувство, что появится сильный спектакль, и, увидев его, люди начнут жить по-иному. Наивно и глупо. Помните, у Успенского есть рассказ, где нелепый, забитый человек попал в Лувр, «встретил» Венеру Милосскую, и она его «выпрямила». Конечно, это выдумки, но какой-то ген, кусочек западает. И мне кажется, что спектакли, где я играю, иногда будят чувства, на которые рассчитываю.

Я понимаю, что делаю нужное дело. Не знаю, хорошо или нет, но мне это нужно. И по лицам зрителей тоже вижу - я им что-то дал.

- Одно время у вас были сложные отношения с художественным руководителем БДТ Андреем Могучим. Сейчас ситуация изменилась?


- Андрею Анатольевичу я очень помогал в первые годы его руководства. Сделал всё, чтобы ему было комфортно, вплоть до изменения планшета сцены. Так, он потребовал, чтобы сцену театра технически серьёзно переоборудовали. На это нужны были дополнительные миллионы, и я добился у министра культуры Мединского, чтобы всё выполнили. Назначили худруком, значит, сделайте, как просит режиссёр. Затем он мне предложил роль короля Лира. Знаю, что о ней мечтают поколения русских артистов, но я её не понимаю. Вообще для меня загадка, откуда такое преклонение перед Шекспиром? Это средний драматург, а честно - плохой. Кстати, так же думал и Лев Толстой. Сколько Гамлетов я смотрел, ничего скучнее не видел. Да, Смоктуновский красив, хорошо говорит, но объективно гораздо интереснее «Три сестры» Немировича-Данченко во МХАТе или у того же Товстоногова. Поэтому отказался.

Вообще для меня загадка, откуда такое преклонение перед Шекспиром? Это средний драматург, а честно - плохой.

Где мы, с кем?

- В Петербурге вас, Гранина, Собчака считают демократами первой волны. Вы не раз с ними встречались. Что больше всего запомнилось из этих бесед?

- У Гранина я нередко бывал на даче в Комарово и испытывал странные чувства. Вокруг дворцы, заборы, а у него потрёпанный старый домик. Помните, у Галича: «Мы поехали за город, а за городом дожди, а за городом заборы, за заборами вожди». У Гранина никакого забора, давно не кошенная трава, сарай, покрытый мхом. И терраска, где сидит большой писатель, которому никаких хором не нужно. С Даниилом Александровичем можно было поговорить на любую тему и получить честный ответ. Он также очень хорошо слушал, ему был интересен собеседник. Видно, это черта большого писателя. И к Собчаку отношение у меня положительное. Знаете ли вы, как он гордился провалом на выборах? Конечно, переживал, что проиграл Яковлеву, но был счастлив, что это произошло в демократической процедуре. Разница меньше 2%, но никаких приписок, каруселей. Да, так случилось, но это демократия, за которую он боролся.

С Даниилом Александровичем можно было поговорить на любую тему и получить честный ответ. Он также очень хорошо слушал, ему был интересен собеседник. Видно, это черта большого писателя.

- Вы стояли у истоков глобальных изменений в России. Сегодня нет разочарования, что что-то пошло не так?

- Сделано очень много. Всё, что мы сейчас имеем, плоды работы того же Горбачёва, Ельцина, Гайдара. Плохие, хорошие - всякие. Но что сейчас? Однажды кто-то из депутатов сказал: «Надо признать, что мы строим капитализм». У меня волосы встали дыбом: можно ли сказать, что наш народ живёт при капитализме? Мне кажется, нет. При социализме? Тоже нет. В советской системе? Она ушла в прошлое. Тогда где мы, с кем? Это вопросы исторически закономерные, важные как для государства, так и каждого человека в отдельности.

Знаете, у Тынянова есть книга «Промежуток». Она о творчестве Пушкина, который от поэзии времён Державина стал переходить на новый язык и, чтобы им овладеть, сделал промежуток - начал писать прозу. И уже на новом этапе создал «Медный всадник» и другие шедевры. Вот и я думаю, что всё развивается по спирали, и мы тоже попали в промежуток. Застряли где-то посредине. Колеблемся, либо туда - либо сюда. Назад - нельзя, вперёд - с большим трудом. И лишь от нас зависит, в какую сторону пойти. Вот только не сделать бы ошибку…

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4 (всего голосов: 8).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА