Обычно, когда речь заходит о Евросоюзе, мнения экспертов делятся на два лагеря: одни воспринимают ЕС как единое целое, полагая, что страны-участники все больше теряют свою национальную идентичность и становятся одной большой конфедерацией с общими экономическими, юридическими и даже моральными нормами. Эту точку зрения подтверждают и сами европейские политики, точнее, некоторые из них - например Эмманюель Макрон, который всю избирательную кампанию твердил про стратегию сильной Европы, или Мартин Шульц со своим предложением создать Соединенные Штаты Европы.
Сторонники второго лагеря наоборот считают, что ЕС изжил себя и страны, входящие в него, устав от диктата Брюсселя, начинают возвращаться к своим истокам, выбирая политиков с достаточно консервативными, а не либеральными взглядами. Аргументов в пользу этой точки зрения также хватает: успех Марин Ле Пен во Франции, третье место на выборах у партии AfD в Германии, победа Милоша Земана на выборах в Чехии – в европейском обществе однозначно появился запрос на проведение национальной политики.
Завершившиеся вчера выборы в парламент Италии, в рамках которых избирались 630 депутатов и 315 сенаторов, вроде бы доказывают правоту как раз этого лагеря, но не все так просто, так что давайте разбираться.
Итак, первое место на этих выборах получила правоцентристская коалиция во главе с Сильвио Берлускони, набрав 37 процентов голосов. Сам Берлускони после ряда скандалов временно занимать политических должностей не может, так что сосредоточимся на его сторонниках. Все они придерживаются очень и очень правых взглядов и выступают за сверхнациональную политику. По лозунгу «итальянцы превыше всего» итак все понятно. Знаменитая «Лига Севера», партия «Вперед, Италия», «Братья Италии» - партии победившего блока выступают за антимиграционную политику в резкой форме, а также против действий еврочиновников. Уже даже пошли разговоры о том, чтобы вернуть итальянскую лиру – в общем, вы поняли.
Второе место неожиданно отошло антисистемной, оппозиционной партии «5 звезд» - 31 процент, и это ошеломительный для нее результат. Проанализировать взгляды «5 звезд» уже сложнее, так как движение славится своим популизмом. Любое западное издание скажет вам, что там также придерживаются антимиграционной политики и политики евроскептицизма. Однако на деле в партии нет единства по этому вопросу, например недавно ее лидер ни с того, ни с сего вообще выступил за единение с Европой. А потом начались выборы, и партия снова разразилась лозунгами за условную «неевропейскую Италию». Так что сказать однозначно, за какие ценности выступает «5 звезд», пытаясь усидеть на двух стульях, невозможно. Но как по мне, так их высокий результат на этих выборах обусловлен обещаниями побороть коррупцию – а мы знаем, как эти лозунги популярны у населения. Как видите, не только российского.
Здесь важно сказать, что как победивший правый блок, так и «5 звезд» выступают за снятие санкций с России, так как они сильно бьют по итальянскому бизнесу.
Наконец мы переходим к третьему месту. Это левоцентристский, проевропейский блок во главе с демократической партий бывшего премьер-министра Маттео Ренци. 24 процента – да, правящая левая партия опустилась аж на третье место – а это о многом говорит. Думаю, можно не упоминать, что ценности этих политиков – евроинтеграция и «добро пожаловать ту Италия, дорогие мигранты». Кстати, Маттео Ренци разделяет идею Мартина Шульца о создании соединенных штатов Европы, так что немец в этом вопросе не одинок.
Что же получается в итоге? А то, что большинства ни одна партия не получила – для этого необходимо 40 процентов голосов, а у блока Берлускони – только 37. Значит, нужно будет формировать коалицию, и это грозит таким же политическим кризисом, который эти месяцы мы наблюдали в Германии. Расклад следующий: получившие первое место правые партии должны будут либо объединиться с левыми, а это сложно представить, учитывая абсолютно разные взгляды на будущее Италии в Европе. Либо они должны будут формировать коалицию с популистами из 5 звезд, и это представить уже проще. Как я уже сказала выше, там внутри партии находятся люди с разными взглядами, так что правым политикам будет не так сложно перетащить часть на свою сторону, благо предвыборные лозунги были очень похожими. Проблема только одна: 5 звезд и ее лидер Луиджи ди Майо – это типичная оппозиция, так что объединяться они категорически ни с кем не хотят. Но они ведь еще и типичные популисты, так что настоящей проблемой я бы это не назвала.
Так или иначе, теперь определять политику Италии будут правые, и эта новая реальность пугает евросоюз, о чем свидетельствуют заголовки их газет. Мало того, что сначала в Австрии, а потом и в Чехии к власти пришли политики, выступающие за конструктивные отношения с Россией, так еще и Италия теперь! Случилось то, чего все боялись, о ужас, правая Италия, Берлускони – друг Путина и т.д. в общем, паника, паника, паника. Кстати, о друге Путина. Пора поговорить о том, как новые итальянские реалии могут сказаться на отношениях с Россией.
Дело в том, что по внутрикоалиционным правилам, новым премьер-министром страны скорее всего станет Маттео Сальвини, лидер Лиги Севера, которая внутри правого блока набрала больше всего голосов. Это самые радикальные правые, а отношение к России у них прекрасное – по вот этой фотографии их лидера, я думаю, все ясно.
Если такой человек станет новым премьером, отношения наших стран могут радикально поменять направление. Сейчас то в Италии правят левые сторонники ЕС, но с нынешним третьим местом им уже политику страны не определить.
Есть и другой вариант – Антонио Таяни, чью кандидатуру предложил сам Берлускони. Это убежденный сторонник Берлускони, а Берлускони имеет прекрасные отношения с Путиным, логика, я думаю, ясна. Ну а сам Таяни уже пообещал предпринять шаги для отмены антироссийских санкций, если возглавит правительство. Здесь интересно, что он стал еще и новым главой Европарламента, так что для России расклад получается, мягко говоря, удачным.
От России реакция уже последовала. Так как выборы проходили в парламент, то их активно комментируют в нашей Госдуме. Вот, например, что говорит Дмитрий Новиков, член комитета по международным делам: «Италия — одно из тех государств, которое не отметилось таким градусом истерии в отношении России как некоторые другие европейские государства, и это создает неплохой фон для развития отношений российско-итальянских, так же, как с рядом других европейских государств».
О том, что политика Брюсселя многим европейцам начинает надоедать заявил и коллега Новикова Сергей Железняк: «Победа коалиции правоцентристских партий говорит о том, что вектор общественных настроений европейцев все больше разворачивается от размытых и противоречивых общеевропейских ориентиров в сторону собственных национальных интересов».
По поводу интересов: Италия сейчас является единственной страной G7, экономика которой до сих пор не преодолела докризисный уровень десятилетней давности, а почти каждый третий молодой итальянец - безработный. С момента введения санкций Италия, по различным оценкам, потеряла около 4 млрд евро – можно продолжать и продолжать. Ну и к чему им сейчас новые мигранты и усиление санкций?
В общем, удивляться этим результатам не стоит, а вот порадоваться можно. Конечно, пока что коалиция еще даже не сформирована, но победители этих выборов в сторону России повернулись уже очень и очень давно.