Постсоветские республики, взявшие курс на евроинтеграцию, столкнулись с эмиграцией, которая становится для них острой и неразрешимой проблемой. И дело не только в желании граждан выехать на Запад в поисках высокооплачиваемой работы. Евроинтеграция не предусматривает возрождение промышленного потенциала таких республик, не оставляя молодому населению шанса найти себе применение на родине.
Республики Прибалтики в ЕС с 2004 г., и с тех пор там не прекращаются разговоры об опустошающей эмиграции. Особенно показателен пример Литвы, которая приблизилась к черте, после которой ущерб от эмиграции будет уже невосполнимым. С 1990 г. население Литвы уменьшилось почти на 1 млн. Литовцы получили возможность выезжать в Западную Европу, но у них нет возможности вернуться к прежнему, советскому уровню промышленного развития.
Грузия и Молдавия, получившие безвиз раньше Украины, тоже не могут похвастать какими-то существенными достижениями в стратегически важных отраслях производства. Зато могут похвастать долгами перед МВФ.
С 2014 по 2017 г. Грузия получила от МВФ $154 млн. кредитов, с 2017 по 2020 г. должна получить ещё $297 млн. Молдавия, начиная с 2016 г., получит от МВФ $183 млн., причём молдавский госбюджет в 2017-2019 гг. на 80% будет зависеть от международной финансовой помощи.
Помощь эта даётся под проценты, эти проценты придётся когда-то возвращать, а возвратить их ни Молдавии, ни Грузии не под силу. Это значит, что рассчитываться придётся государственными активами, что ставит жирный крест на перспективах экономического развития в будущем.
Украина на конец 2017 г. должна была МВФ $12,1 млрд. Возрождать на Украине судо- и авиастроение, металлургию и химпром Запад не собирается. Тем, кто не найдёт себя в сельском хозяйстве, сфере услуг и немногочисленном фабрично-заводском производстве, остаётся один выход – трудовая миграция.
Советник министра экономического развития и торговли Украины Иван Липтуга на 52-й Международной туристической выставке ITB Berlin озвучил следующие цифры: до 2013 г. на Украине сохранялось практически равное количество въезжающих и выезжающих, но с 2014 г. въезжающих стало вдвое меньше. Иностранцы банально боятся ехать на Украину, поэтому в 2013 г. Украину посетили 25 млн. граждан других государств, а в 2014 г. уже в два раза меньше - 12,5 млн.
О лавинообразной миграции за рубеж украинских граждан Липтуга в Берлине не сказал ничего. Иначе ему пришлось бы признать, что подавляющее большинство воспользовавшихся безвизом украинцев - это заробитчане, которые дальше Польши не поехали.
Украинская диаспора в Польше растёт, как на дрожжах, увеличивается количество прошений о предоставлении вида на жительство, но в большинстве своём эта диаспора – кочевая. Приехал, три месяца отработал и домой, через время снова приехал, и так по кругу.
«Одни украинцы боятся своей тени, другие полонизируются», - бьет тревогу газета Союза украинцев в Польше «Наше слово», приводя в пример два униатских прихода в Варминьско-Мазурском воеводстве. По словам авторов статьи, ситуация в этих приходах отражает общие тенденции в лоне украинской диаспоры Польши.
В 1960 г. в указанных униатских приходах крестили 63 ребёнка, в 2013 г. - всего одного, в 2017 г. - уже ни одного. За последние 15 лет количество прихожан сократилось вдвое, молодожёны чаще венчаются в костёле, чем в униатской церкви.
«Молодое поколение грекокатоликов всё больше воспринимает латинскую традицию. Это свидетельствует о слабой верности своим церковным традициям и показывает незнание украинского языка, что затрудняет надлежащее понимание ими обрядов», - печалится один из униатских священников.
Этот священник, видимо, не знаком с трудами основоположника интегрального украинского национализма Дмитра Донцова, который призывал украинцев отрекаться от православия в пользу грекокатолицизма как переходного этапа на пути к римокатоличеству. У Донцова все украинцы должны быть римокатоликами, чтобы навсегда порвать с Москвой.
Нынешним украинским националистам впору называть Донцова предателем украинских национальных интересов. Ведь ни много ни мало он призывал украинцев лишиться собственной национальной идентичности и превратиться в религиозно-идеологический дубликат поляков!
Украинец-католик моментально растворяется в польском национальном организме и назад «в украинцы» уже не возвращается. Пример: уполномоченный по правам человека в Польше, политик Адам Боднар, зная о своих украинских корнях, однозначно заявляет: «Моя внутренняя идентичность, как и национальность, абсолютно польская».
«Украинцы [в Польше] гибнут как нация... Полная ассимиляция сделает своё дело и окончательно решит украинский вопрос в Польше. Неужели мы будем молча наблюдать за процессом смерти украинской диаспоры?» - паникует «Наше слово».
Укрепление суверенитета Украины перед лицом «российского империализма» и право украинцев самим определять свою судьбу были главными лозунгами «революции достоинства» в ноябре 2014 г. Теперь мы видим, что у государства всё меньше достоинства. Его суверенитет ослаблен и находится под угрозой полного исчезновения, международные финансовые структуры получили доступ к управлению украинской экономикой, без одобрения западных кураторов украинские политики не в состоянии сделать ни шагу.
Вместо торжества украинской нации мы наблюдаем расползание её представителей в поисках лучшей доли по миру.