Президент Украины Порошенко объявил об историческом событии – он договорился с Катаром о поставках сжиженного природного газа (СПГ). Пока неясно, сколько СПГ получит Украина и когда. Зато уже известно – как: через Польшу или Проливы. Сразу обозначим главное: всё, что наговорил об СПГ из Катара Пётр Порошенко – блажь и глупость с точки зрения экономики и энергетики. Зато это неплохой ход для внутреннего потребителя: президент опять поехал, порешал и скоро у Украины будет катарский газ. Отличный президент, надо переизбрать.
Иного смысла у происходящего нет. А дальше мы объясним, почему.
У каждого украинского президента после Кучмы есть традиция – он обещает народу СПГ. Ещё в 2005 году, во времена бессмысленного и беспощадного президентства Виктора Ющенко, Украина хвасталась, что готово ТЭО на СПГ-терминал в одесском порту «Южный». Предполагалось, что через него можно будет принимать 20 млрд куб. м газа в год. Ввод в эксплуатацию планировался в 2008 году. Десять лет назад.
В 2010 году, в эпоху скоропостижного президентства Виктора Януковича, с темы СПГ стряхнули изрядный слой пыли. Вновь пообещали построить терминал в Одессе. Мощность объекта усохла до 10 млрд куб. м газа в год. Предполагаемая стоимость – 1 млрд долларов. Здесь можно привести сравнение с плавучим терминалом Independence, который с 2014 года обеспечивает энергонезависимость (на местном наречии этим термином называют переплату за газ) Литвы. Общие затраты на инфраструктуру и аренду в течение десяти лет составляют более 800 млн евро. Это при мощности терминала в 4 млрд куб. м. «Кровавый тиран» Янукович ожидал, что первые партии СПГ придут уже в конце 2013 года. Но работа застопорилась – всё-таки 1 млрд долларов на дороге не валяется.
Украина начала искать партнеров в Евросоюзе, которые бы согласились разделить с ними финансовое бремя и грядущие барыши. ЕС от финансирования такого выгодного проекта отказался. Но это не расстроило будущего душителя свобод, побивателя онижедетей и непускателя Украины в Европу Януковича. Он заявлял, что главным поставщиком СПГ станет Катар. А цена газа будет вдвое ниже российской. И тут уже нашёлся партнёр, желающий вложить деньги в одесский терминал. Учитывая, что «Газпром» в то время поставлял на Украину примерно 25-30 млрд куб. м газа, мощность терминала в 10 млрд куб. м выглядела вполне впечатляюще. Но внезапно случился конфуз.
Украинское руководство объявило, что партнером по проекту станет испанская Gas Natural. В ноябре 2012 года представитель этой компании подписал соглашение о строительстве газового терминала на сумму в 1,1 млрд долларов. Руководство Украины объявило, что с этого момента строительство СПГ-терминала можно считать стартовавшим. Подписание проходило на самом высоком уровне – в нём принял участие тогдашний премьер-министр Николай Азаров. Почему эта деталь важна? Да потому что якобы представитель испанской компании, якобы топ-менеджер Gas Natural не был уполномочен подписывать какие-либо бумаги. Более того, он оказался обычным мошенником, который никакого отношения к нефтегазовой отрасли не имел.
Не берёмся судить о вменяемости людей, которые не способны должным образом подготовить настолько серьёзное мероприятие. Заметим лишь, что к теме СПГ-терминала Украина тогда не охладела. В мае 2013 года было объявлено, что первую партию сжиженного природного газа получат уже в четвертом квартале 2014 года.
После государственного переворота, в ходе которого к власти пришли эффективные управленцы, не запятнанные участием в антинародном правительстве Николая Азарова, тема СПГ-терминала пару раз с тихим писком всплывала на поверхность бушующего информационного моря. Но на фоне прочих событий на эту тихую нотку безумия особо никто внимания не обращал. Наконец, когда прочие потрёпанные миражи жёлто-голубой энергонезависимости (биогаз, сланцевый газ, поставки из Евросоюза) были благополучно отработаны, настал черёд катарского СПГ.
Забавно, что тема катарских поставок должна уместиться в один контекст с ранее прозвучавшими заявлениями о скором выходе Украины на полное самообеспечение по газу. И всё это на фоне катастрофически снижающихся объёмов потребления голубого топлива.
Очевидно, что СПГ-терминал на Украине не построят. Евросоюз денег не даст, своих средств нет, а добросердечных дураков, у которых в кармане завалялся лишний миллиард долларов, в мире нет. Не будем забывать и о позиции Турции, которая с лёгким недоумением относится к любым выкрикам о провозе СПГ через Проливы.
И тем не менее заявление Порошенко о катарском газе может содержать рациональное зерно. И зарыто это зерно в Польше.
Относительно недавно Польша стала счастливым обладателем СПГ-терминала мощностью 5 млрд куб. м газа в год. Есть планы по его расширению до 7,5 млрд куб. м. Хотя идея строительства СПГ-терминала вынашивалась польским руководством с середины 2000-х годов, но в области государственного пиара он оказался продолжением темы сланцевого газа.
Польша, если вы забыли, обещала к настоящему моменту стать экспортёром сланцевого газа. Но традиционно что-то пошло не так. Сланцевый пузырь лопнул. И польскому руководству пришлось придумывать что-то ещё, звучащее столь же масштабно, что-то из области экспорта энергоносителей. И тут – терминал. И пусть его мощность меньше, чем объёмы газпромовских поставок в Польшу, это не мешает польскому руководству рассказывать о многочисленных идеях в области экспорта регазифицированного голубого топлива.
В этой области встречаются интересы и Польши, и Украины. Точнее руководства этих двух государств. Поляки действительно могут принять катарский СПГ. Возможность его физической доставки на территорию Украины вызывает очевидные сомнения, но всегда можно воспользоваться своповыми операциями, то есть обмен – использовать полученный газ на территории Польши, а вместо него направить на Украину аналогичный объём всё того же российского голубого топлива.
Для Петра Порошенко это будет отличным пиаром. Мол, я обещал газ из Катара, я его купил! Ради такого можно будет даже съездить в Польшу на торжественную встречу, а там – рассказать про «остаточне прощавай», про наполовину полный стакан и про «весь мир с нами». А ещё перерезать ленточку.
Только нужно угадать со временем. Желательно встретить первый груз в январе или феврале 2019 года. В самый разгар президентской кампании и отопительного сезона. Тогда эффект будет максимальным.
К сожалению, часто фокус с катарским газом проделывать не получится. Дело в том, что суммарная мощность СПГ-терминалов Евросоюза сейчас превышает 230 млрд куб. м. А задействованы из них лишь 50-55 млрд куб. м. СПГ – удовольствие дорогое, а европейцы платить дорого не любят и не хотят. И если где-то вдруг образовались бы заметные объёмы дешёвого сжиженного газа, то их выкупили бы более состоятельные страны, чем Польша и Украина. А на их долю остаются лишь наиболее дорогие крохи. А денег у Украины нет. Но разок-другой побаловать общественность перед выборами – можно.
Современная Украина – это страна оживших анекдотов. Не её вина, что большинство анекдотов несмешные и крайне жестокие по содержанию. Ею активно освоена классика от «а нас-то за що» до «який жахлывый засиб самогубства». На этот раз Пётр Порошенко решил воплотить в жизнь знаменитый анекдот про стюардессу. К счастью, не буквально, а в переносном смысле. Хотя, кто его знает.