В феврале 1945 года советские войска вышли на подступы к Берлину. Но чтобы взять столицу гитлеровского Рейха, было необходимо ликвидировать позиции германских войск на флангах, прежде всего в Померании, на Балтийском побережье.
Здесь противник располагал 26 дивизиями и 2 танковыми корпусами — всего около 430 тысяч солдаты, полторы тысячи танков, свыше 6 тысяч орудий и около 500 самолетов. Войска Гитлера опирались на заранее подготовленную оборону, центральным узлом которой был город Данциг (ныне польский Гданьск), старинная крепость и крупный морской порт.
Именно в этом городе в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война, первым боем которой стало столкновение немецких и польских частей на полуострове Вестерплатте у Данцига. Именно требование Гитлера к Польше «вернуть» Данциг, тогда населённый в основном немцами, стало одним из поводов к началу мировой войны.
Тогда, в 1939 году, сам Данциг-Гданьск избежал боёв и разрушений — всё ограничилось лишь небольшой перестрелкой поляков и немцев у центрального почтамта. Но к весне 1945 года Вторая мировая вернулась к Данцигу всей своей мощью…
В районе города гитлеровскими войсками были подготовлены две полосы обороны с большим количеством окопов, траншей, пулеметных точек и дзотов. Первая оборонительная полоса состояла из 5 линий окопов, имея глубину до 5 км. С юга и востока Данциг окружал канал, и местность в целом была непроходима для танков.
Для обороны были приспособлены и мощные форты старой крепости, чьи стены и подвалы были способны выдерживать попадания тяжёлых бомб и снарядов. В самом Данциге все каменные здания, с по-немецки толстыми и прочными стенами, были подготовлены для ведения огня, оборудованы многочисленные пулеметные точки и позиции для артиллерии. Городские кварталы соединяли траншеи, на главных улицах возвышались баррикады, все перекрёстки простреливались с нескольких направлений из железобетонных дотов.
При этом войска нашего 2-го Белорусского фронта, которые должны были наступать на столь серьёзную оборону, не имели значительного численного превосходства над противником. С нашей стороны на Померанию и Данциг наступали 83 стрелковых и 10 танковых дивизий. По штату они все насчитывали свыше 900 тысяч бойцов, но в реальности большинство соединений 2-го Белорусского фронта после тяжёлых боёв в Восточной Пруссии насчитывали около 50% от штатного состава. Две гвардейские танковые армии фронта к марту 1945 года насчитывали всего 1067 танков и САУ, в полтора раза меньше, положенного по штату.
Однако к тому времени наши войска хорошо научились воевать, их возглавляли умелые и опытны командиры. 2-м Белорусским фронтом командовал один из лучших полководцев Великой Отечественной войны маршал Константин Константинович Рокоссовский.
К середине марта 1945 года наши войска, наступая с юга на север, разгромили основные силы немцев в Померании и вышли к побережью Балтийского моря, отрезав от Германии немецкие войска Данцигского укрепрайона. Затем танковыми ударами был отрезан сам город Данциг, в который отступили части из 9 немецких дивизий — всего 25 тысяч солдат, 200 танков и свыше 500 орудий. Немцы отклонили предложенный маршалом Рокоссовским ультиматум о сдаче города.
27 марта 1945 года советские войска начали штурм Данцига — во взятии хорошо укреплённой балтийской твердыни участвовало 95 тысяч русских солдат, 750 танков и 2500 орудий. Чтобы сберечь жизни наших бойцов, советское командование основную задачу по штурму возложило на тяжелую артиллерию и заранее подготовленные штурмовые группы из ШИСБР, штурмовых инженерно-сапёрных бригад.
Каждая такая штурмовая группа состояла из 4 «штурмовиков» с автоматами и большим запасом ручных гранат, 4 огнемётчиков и 4 «фаустников», вооруженных трофейными «фаустпатронами». Каждую штурмовую группу поддерживал как минимум один тяжёлый танк ИС-2, самый мощный советский танк того периода. Его 122-мм снаряды позволяли быстро уничтожать даже железобетонные доты противника, а установленный на башне крупнокалиберный пулемет ДШК позволял «гасить» огневые точки на верхних этажах и крышах городских зданий.
Для штурма особо сложных объектов в группу включались сапёры-подрывники, которым выделялось по 200 кг взрывчатки. С помощью люков от канализации, которые использовались в качестве отражателей, наши сапёры устраивали направленные взрывы, а затем «обрабатывали» пробитые отверстия огнемётами.
Укрываясь за соседними домами, штурмовые группы пробирались к намеченному объекту и обстреливали амбразуры противника «фаустпатронами». Другие в то время, пока «фаустники» подавляли огонь противника, забрасывали гранатами окна и двери. Если сопротивление врага не прекращалось, под стены здания закладывали один или два сосредоточенных заряда и производили взрыв. После этого гарнизон противника обычно сдавался…
Умелая тактика в сочетании с огнём тяжёлых 203-мм гаубиц Б-4 и танков ИС-2 позволила взять хорошо укреплённый город за трое суток боёв. Несмотря на то, что немцы упорно оборонялись на хорошо подготовленных позициях, их потери более чем в два раза превысили наши — 10 тысяч погибших советских бойцов против 22 тысяч гитлеровских солдат, навсегда оставшихся под развалинами Данцига. Гитлеровцам не помогла и поддержка крупнокалиберных орудий, располагавшихся в Данцигской бухте немецких эсминцев и тяжелого крейсера «Принц Ойген». Потеряв 80 танков, советские войска захватили во взятом городе 195 немецких «панцеров» и свыше 3 тысяч пленных.
Кстати, это было не первое взятие русскими войсками старинного порта на Балтике. В 1734 году русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Миниха взяли Данциг после 135-дневной осады. Спустя 211 лет, в марте 1945 года, русским солдатам на штурм этой крепости потребовалось всего трое суток.
30 марта 1945 года Верховный Главнокомандующий И.Сталин подписал приказ №319, в котором было сказано: «Войска 2-го Белорусского фронта завершили разгром данцигской группы немцев и сегодня штурмом овладели городом и крепостью Гданьск (Данциг) — важнейшим портом и первоклассной военно-морской базой немцев на Балтийском море».