Замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль заявила, что в случае денонсации Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива страна получит лишь новый территориальный спор с Россией, но никаких «дополнительных прав».
Стоит отметить в данном случае удивительную рациональность позиции, что обычно не свойственно киевским властям. Тем более что глава украинского МИД Павел Климкин уже заявлял, что договор по Азову также находится в списке на расторжение.
Правда, разгадка в данном случае видится простой: на кону стоят очень большие деньги и интересы крайне влиятельных на Украине людей. Причем эти деньги и интересы связаны не с «агрессором» (тут еще могли бы быть какие-то варианты), а с другими странами, включая западные.
Ничего удивительного, что у украинских властей вдруг включился режим «семь раз отмерь, один – отрежь».
Стоит напомнить суть происходящего.
Упомянутым соглашением Азовское море и Керченский пролив определяются как внутренние воды двух стран, в результате чего суда под флагами России и Украины пользуются там свободой судоходства, а остальные могут туда заходить по приглашению одной или разрешению другой стороны.
При этом Керченский пролив по понятным причинам контролируется Россией, а со строительством Крымского моста значение данного фактора оказалось возведено даже не в квадрат, а в куб.
Весной текущего года ситуация на Азове обострилась после задержания украинскими военными российского рыболовецкого судна «Норда». После безуспешных попыток России урегулировать ситуацию (украинская сторона по своему обыкновению «закусила удила»), Москва ответила ужесточением пограничного и таможенного контроля.
Нет, Россия строго соблюдает все свои обязательства – как по договору, так и по международному законодательству. Она просто очень тщательно – исключительно в целях безопасности – досматривает проходящие через Керченский пролив суда. Настолько тщательно, что среднее время ожидания в данный момент составляет около 30 часов. А учитывая, что речь, главным образом, идет о торговых судах, перевозящих продукцию перевалки украинских портов, каждый час простоя стоит для них немалых денег.
По оценке киевских властей, потери бизнеса уже достигли миллиарда гривен, причем убытки несут не только украинские предприниматели, но и их иностранные партнеры.
Ситуация, разумеется, крайне болезненная для украинской стороны. В качестве поддержки Киеву удалось привлечь и Европу, и США, и даже НАТО, которые выступили с осуждением действий России. Однако почему-то их слова не повлияли на Москву – и бизнес продолжает терять деньги на простоях.
Вообще-то в традициях украинских властей было бы пойти на новый виток эскалации и усугубления конфликта в этой ситуации – и разорвать соглашение по Азову с Россией. Однако, можно предположить, что тут уже включился бизнес и приложил все усилия, чтобы не допустить данного решения.
Финансовые потери, тем более столь крупные, конечно, крайне неприятны, но в случае разрыва договора, украинские порты просто оказались бы запертыми в Азовском море, поскольку у России исчезли бы в таком случае всякие зафиксированные на бумаге обязательства пропускать иностранные суда через Керченский пролив. И по какому принципу Москва стала бы впускать и выпускать их через него, выяснять на практике явно никому не хочется.
В результате Киев внезапно проявил здравомыслие – и дал задний ход по идее денонсации договора по Азову.
Правда, это вовсе не гарантирует, что данная идея не будет реанимирована позже. Как показывает практика, нет ни одной откровенно вредящей ему инициативы, которую бы Киев не мог воплотить в жизнь в максимально плохой для себя форме.