Лукас Конрад Пфанцельт. Портрет императора Петра III, 1762 год
После издания Манифеста дворянство стало исключительным привилегированным сословием Российской империи
Для решения главных государственных задач Петр I привлекал не только представителей знатных родов и специалистов-иностранцев, но и людей неблагородного происхождения.
Вопреки существовавшей традиции за заслуги перед Отечеством своим сподвижникам незнатного происхождения он жаловал дворянство. Доступ в это привилегированное сословие стал открытым для представителей других социальных групп – все зависело от способностей и устремленности человека.
При преемниках Петра Великого дворяне добивались дополнительных привилегий от государства и получали их. При Анне Иоанновне срок службы для дворян ограничивался 25 годами, но в реальности он был меньше, т.к. на военную службу дворян записывали с младенчества, реальная служба начиналась в офицерском чине.
При Елизавете Петровне покупка земли и крестьян разрешалась только дворянам. Кредиты представителям этого сословия выдавали в специально учрежденном Дворянском банке под 6% годовых.
И, наконец, Петр III 18 февраля (1 марта) 1762 года издал манифест «О даровании вольности и свободы российскому дворянству», ставший апогеем привилегий дворянства. Авторами текста были генерал-прокурор Сената Александр Глебов и секретарь императора Дмитрий Волков.
Теперь дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы, могли по своему желанию выходить в отставку и беспрепятственно выезжать за границу.
Петр Федорович считал, что служебная повинность дворян вводилась Петром Великим как чрезвычайная мера для укрепления российской державы. Теперь же желаемые результаты достигнуты, «а потому, - писал в Манифесте Петр III, - и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была».
За десять лет с момента опубликования Манифеста с государственной службы уволилось семь с половиной тысяч человек, причем основную долю отставных (87,9%) составили военные.
Значительное число вышедших в отставку дворян переселились в сельскую местность, что способствовало появлению русской усадебной культуры и формированию особого социального типа сельского помещика. Освобождение дворян от обязательной службы, безусловно, способствовало общему подъему культурного уровня в стране.
С другой стороны, указ императорский указ вызвал сильнейшее возбуждение в крестьянстве. Крестьяне ожидали, что после помещиков, государь дарует также вольность и крепостному крестьянству. Но Петр III не понимал, что освобождение дворянства от службы государству делает бессмысленным существование крепостного права. При Петре III, наоборот, произошло усиление крепостной зависимости крестьян.
Об указах Петра III о вольности дворянству, Пушкин напишет в своих «Заметках по русской истории XVIII века»: «Указы, коими предки наши столько гордились и коих справедливее должны были бы стыдиться».