Застойный тост: Евросоюз входит в стадию стагнации экономики

_______________




Фото: Global Look Press/imageBROKER.com/Stefan Klein


Эксперты опасаются спада, Россия демонстрирует рост


Новая рецессия, о возможности которой периодически высказываются экономисты разных стран Европы, скорее всего, неизбежна. В странах ЕС пересматриваются прогнозы ВВП в сторону уменьшения, причем кое-где за три месяца 2019 года это успели сделать по несколько раз. Прогноз роста российского ВВП на 2019 год тоже пересматривается. Но — в сторону увеличения.

Германию принято называть «локомотивом Евросоюза». Направление экономического развития, темпы роста, распределение квот — всё это определяет формально Брюссель, но фактически установки формируются в Берлине. Когда в Германии прогнозы роста не оправдываются и даже самые скромные цифры приходится пересматривать в сторону уменьшения, догадаться, что и в остальных 26 государствах — членах сообщества должно происходить что-то подобное, нетрудно.

После нескольких лет «жирных коров» «локомотив» начал заметно тормозить. Цифры, опубликованные Федеральным статистическим управлением ФРГ (Destatis), подтверждают это. Промышленное производство падает, экспорт стагнирует, и правительство вынуждено пересмотреть прогноз роста на 2019 год, снизив данный показатель до 1%.

Из внутренних же документов, попавших в распоряжение немецкой прессы, следует, что реальное сокращение намного сильнее, чем предполагалось кабинетом Ангелы Меркель, и вновь озвученный «пониженный прогноз» — тоже ненадолго и вскоре будет опять пересмотрен.

По последним данным в январе промышленное производство в Германии сократилось на 0,8% по сравнению с предыдущим месяцем. Поступления от экспорта в январе 2019-го достигли €108 900 млн. Ровно столько же в этой сфере было заработано и за предшествовавший месяц.

Достигнутые показатели вынудили немцев изменить свои прогнозы в сторону снижения. Теперь правительство Германии рассчитывает, что рост ВВП в 2019 году составит 1% — как официально объявлено.

Согласно же документам для служебного пользования, перспективы выглядят еще скромнее — лишь 0,8%. Об этом свидетельствует старейшая и ведущая экономическая газета страны Handelsblatt со ссылкой на конфиденциальную записку федерального министерства финансов.

Министерский документ предупреждает, что текущий прогноз Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 2019 год, который предполагает рост на 0,7% для Германии, «не представляется неправдоподобным», поскольку «существуют риски спада». Газета напоминает, что в настоящее время ведутся переговоры по новому бюджетному проекту на 2020 год, и прогнозы роста ВВП являются ключевыми при расчете бюджетных доходов.

По мнению экспертов, вскоре негативный прогноз озвучат и официально. Это будет второй уже пересмотр снижения темпов роста в текущем году: 30 января правительство Германии объявило о снижении прогноза увеличения ВВП на 2019 год до 1%.

Сокращение более чем существенное, поскольку первоначально ожидалось, что объем внутреннего валового продукта в нынешнем году вырастет на 1,8%. А статистические данные последнего полугодия 2018-го (минус 0,2% в III квартале 2018 года и стагнация 0% в IV) оставили страну на грани рецессии.

Кабинет министров Ангелы Меркель объясняет сложившуюся ситуацию «стечением неблагоприятных обстоятельств и негативным влиянием внешних факторов». По мнению правительственных аналитиков, угроза росту экономики Германии связана с эскалацией торговых споров во всем мире, а также с большей, чем ожидалось, ослабленностью экономик, на которые сориентирована ​​значительная часть немецкого экспорта, таких как США или страны Азии.

Ко всему этому следует добавить проблемы автомобильной промышленности — одной из основных опор немецкой экономики, которая должна была решать проблему адаптации к вступлению в силу новых правил по выбросам WLTP — всемирно согласованной процедуры испытаний легковых автомобилей.

«Дизельгейт», начавшийся с разоблачения компьютерного мошенничества с выхлопом «Фольксвагенов», зацепил и другие марки и заставил их серьезно потратиться на штрафы и устранение недостатков. Свою лепту внесли и на климатические условия: летняя засуха препятствовала транспортировке некоторых товаров внутри страны.

Тем не менее главные неприятности немецкого автопрома, считают эксперты, ожидают на Дальнем Востоке. Специалисты сходятся во мнении, что сдерживание спроса со стороны Китая является причиной замедления экспорта Германии и изменения конъюнктуры.

Усилия правительства Германии по укреплению коммерческих связей с КНР, в частности, недавняя поездка министра финансов Олафа Шольца в Пекин, точно отвечают необходимости обеспечения необходимого рынка для роста Германии и предотвращения раскручивания спирали тарифов, инициированной Дональдом Трампом.

Политические риски в Европе, в частности, Brexit, тоже наносят удар по европейскому локомотиву. Великобритания является одним из важнейших рынков для немецких производителей промышленного оборудования. В 2017 году этот экспорт уже начал падать, и в последние месяцы спад промышленного производства в Германии усилился.

Несмотря на ухудшение ожиданий и ослабление темпов роста, последнее десятилетие в истории страны немецкие аналитики называют экстраординарной фазой. Употреблять такие громкие слова им позволяет статистика, утверждающая, что вот уже на протяжении 10 лет в Германии наблюдается постоянный рост ВВП.

Разными темпами, но всё же рост. Это самая продолжительная фаза непрерывного развития страны за период с 1966 года. Выглядит всё это в отчетах, конечно, красиво, только сегодняшнего положения вещей не меняет: дамоклов меч рецессии уже вынут из ножен и вот-вот нависнет над германской экономикой.

А что в «вагонах»?

Когда локомотив снижает скорость, трудно ожидать, что вагоны будут ее увеличивать. Судя по статистическим показателям государств Евросоюза, в них происходят точно такие же процессы, как и в Германии: прогнозы развития становятся всё менее оптимистичными, причем пересматриваются они во всё более ускоряющемся режиме. Увеличение ВВП во Франции на 2018 и 2019 годы планировалось одинаковое — по 1,6%, однако на последний из двух названных годов совсем недавно перспективу пересмотрели, снизив до 1,5%.

В еврозоне (19 стран, использующих в качестве валюты евро), по данным Reuters, рост ВВП в 2018-м составил 1,8%. Расчетный уровень увеличения на 2019-й составляет лишь 1,3% и гарантии, что это дно пробито не будет, никто не рискует дать. В целом по 27 государствам ЕС снизятся темпы подъема ВВП с 2,1 до 1,5%. Из стран первого ряда Евросоюза наименее оптимистичный прогноз для Италии, чей объем валового продукта обещает упасть на 0,2%.
 

Банк Испании надеется, что рост ВВП в 2019 году составит 2,2%, но отдельные (наиболее трезвомыслящие) экономисты считают, что на самом деле выше 1,8% не подняться. Причем большинство аналитиков уверены, что это — не последнее слово испанской экономики, на поведение которой негативное влияние, скорее всего, окажет неопределенность политической ситуации.

Во-первых, из-за непринятия бюджета премьер Педро Санчес вынужден был назначить на 26 апреля досрочные парламентские выборы. И судя по соцопросам — далеко не факт, что социалисты вместе со своими союзниками вновь будут формировать правительство и планировать новый бюджет.

А во-вторых, на положение дел в стране могут оказать свое воздействие результаты майских выборов в европарламент. В Испании нынче — большой ажиотаж вокруг ультраправой партии Vox, выступающей против европейской миграционной политики, гуманитарных ценностей в виде однополых браков и т. д.

Увеличение прослойки евроскептиков в Европарламенте повлияет на общеевросоюзные политические установки, а те, в свою очередь, на экономические не только сообщества в целом, но и его отдельных составляющих.

Россия ускоряется

Живущая пятый год подряд под всё увеличивающимися санкциями ЕС и США Россия на фоне своих «экзекуторов» выглядит неожиданно для них более презентабельно. По очень осторожным прогнозам Минэкономики — рост ВВП РФ в 2019 году составит не менее 1,3%, а специалисты Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) уверены, что «в отсутствие негативных шоков» возможно увеличение до 1,7–2,0%.

Остается добавить, что в 2018 году ВВП России, по предварительным данным Росстата, вырос на 2,3%, и это — наиболее быстрый темп с 2012 года.
 


«Динамика структурной и конъюнктурной составляющих ВВП достаточно плавная и соответствует гипотезе о медленном, но устойчивом преодолении экономикой последствий кризиса 2014–2015 годов, адаптации ее к условиям санкций и новому, более низкому уровню цен на углеводородное сырье», — резюмируют эксперты РАНХиГС.

Напомним, что немецкие специалисты объясняли замедление темпов роста ВВП Германии в том числе и неблагоприятным изменением конъюнктуры. Как говорится, «что русскому на пользу, то немцу — смерть».

Владимир Добрынин

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 12).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА