На прошлой неделе японская компания Mitsui и Национальная корпорация по нефти, газу и металлам JOGMEC подписали соглашение о покупке 10-процентной доли в проекте российской компании «Новатэк» «Арктик СПГ-2» по официально заниженной цене, хотя президент России Владимир Путин заявил, что объем инвестиций составит около 3 миллиардов долларов. Тот факт, что Путин лично прокомментировал эту сделку, подчеркивает, насколько важным является для российского государства освоение арктического региона как источника колоссальных потенциальных нефтегазовых ресурсов и наращивания геополитического влияния страны, подобно тому, как это произошло со сланцевой революцией в США.
В этом контексте, санкции США, введенные после присоединения Крыма в 2014 году, лишь придали Путину дополнительную уверенность в том, что программу производства СПГ в Арктике ожидает успех. Москва не только с самого начала финансировала проект «Ямал СПГ» из государственного бюджета, но и оказала ему дополнительную поддержку в 2014 году, продавая облигации компании. Кроме того, государство предоставило «Арктик СПГ» 150 миллиардов рублей из средств Фонда национального благосостояния. Затем, после нескольких месяцев переговоров, два китайских государственных банка подписали соглашение о выделении для проекта «Ямал СПГ» суммы, эквивалентной 12 миллиардам долларов, в евро и рублях. Проекту способствовал также обвал рубля в конце 2014 года, который привел к существенному сокращению стоимости оборудования отечественного производства и рабочей силы в ключевой момент строительства завода.
Защитившись от финансовых санкций США, «Новатэк» теперь делает то же для своих технологических требований. Компания уже запатентовала в России максимально возможное количество технологий и оборудования, а в прошлом году она получила федеральный патент на собственную технологию сжижения природного газа «Арктический каскад». Эта технология основана на двухэтапном процессе, который использует более низкую температуру окружающей среды в арктическом климате для максимального повышения энергоэффективности процесса сжижения и является первой запатентованной технологией сжижения с использованием оборудования исключительно российского производства.
Общая цель «Новатэка», как неоднократно заявляло руководство компании, заключается в полной локализации производства, а также строительства технологических линий и модулей СПГ, с целью снижения общих эксплуатационных затрат и развития отечественной технологической базы в России. Это необходимо для того, чтобы операции «Арктик СПГ» не могли стать объектом претензий со стороны других стран или будущих санкций.
С этой целью компания уже привлекла к реализации своего проекта трех других партнеров, помимо японцев. Два из них представляют главный целевой рынок Китая – это дочерние компании Китайской национальной нефтяной корпорации с совместной долей 10 процентов. А третий партнер – французский супер-гигант Total, также с 10 процентами акций. «Новатэк» заявляет, что планирует оставить 60 процентов акций за собой, а оставшиеся 10 процентов, скорее всего, приобретет Saudi Aramco, если верить российским аналитикам. «Новатэк» примет окончательное инвестиционное решение по этому проекту в третьем квартале нынешнего года.
Аналогичным образом, российский газовый гигант, корпорация «Газпром», недавно объявила о полномасштабном освоении Харасавэйского газоконденсатного месторождения в районе добычи Бованенково, на севере полуострова Ямал. Это событие – лишь часть нынешнего «похода на Север», который предпринял «Газпром», и который, в свою очередь, является частью общероссийской стратегии наращивания потенциала добычи газа на Ямале, с целью компенсировать истощение запасов в Западной Сибири.
То, что главной целью наращивания производства СПГ в арктическом регионе является доминирование на рынках Азии, и особенно на китайском, недавно было косвенно признано главой «Новатэка» Леонидом Михельсоном, который заявил, что, согласно его предположениям, по крайней мере 80 процентов сжиженного природного газа «Арктик СПГ» будет направлено на азиатский рынок. Это следует также из того факта, что «Новатэк» наращивает мощности по перевалке СПГ на российском побережье Дальнего Востока, на полуострове Камчатка. Об этом сказала в интервью изданию OilPrice.com Анна Белова, старший аналитик по России и странам бывшего Советского Союза в нью-йоркской компании GlobalData.
Впрочем, что еще более примечательно, Михельсон добавил, что в настоящее время рассматривается возможность будущих продаж СПГ в Китай за юани. Это согласуется с его же недавним комментарием о том, что американские санкции усиливают стремление России отказаться от расчетов за нефть и газ в долларах США, и тем самым защититься от возможного ущерба, связанного с санкциями.
«Этот вопрос обсуждается в течение некоторого времени с крупнейшими торговыми партнерами России, такими как Индия и Китай, и даже некоторые арабские страны также начинают думать об этом… Если они создают трудности для наших российских банков, все, что нам следует сделать, это заменить доллары национальными валютами, – сказал он. – Торговая война между Соединенными Штатами и Китаем лишь ускорит этот процесс».
Такая стратегия уже прошла апробацию в 2014 году, когда компания «Газпром нефть» пыталась торговать нефтью в китайских юанях и российских рублях с Китаем и Европой.
«Идея замены доллара США при расчетах за поставки нефти и газа на альтернативную эталонную валюту, также обсуждалась в рамках группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а недавно ее снова рассматривали в ходе совещания с участием Ирана, Ирака, России и Китая. Начало торгов нефтяными фьючерсами, номинированными в юанях, на Шанхайской международной бирже, также можно рассматривать как движение в этом направлении», – сказал руководитель отдела анализа рисков и рынков сбыта из компании Betamatrix Мердад Эмади.
«Чем больше США используют свою валюту как инструмент санкций против основных поставщиков на рынке нефти, таких как Иран, Венесуэла и Россия, а также основных покупателей, таких как Китай, тем более сильным будет импульс к отказу от доллара и введению новой эталонной валюты», – заключил он.