...Я давно, больше десяти лет, пишу о том, что в Соединённых (пока) Штатах как нигде сильны сепаратистские настроения. И что они на грани гражданской войны (причём по оценкам своих, американских экспертов).
И каждый раз мне возражают «Да ну, по каким линиям будет раскол? Где вы видели противостояние? Кого с кем?».
Как будто мало вариантов.
W.A.S.P. против негров, южане против северян, латиносы за независимость ряда южных штатов, консерваторы против либералов, бедные против богатых, глубинка против жителей мегаполисов и так далее. Или всё одновременно.
Но если раньше это были относительно теоретические рассуждения (хотя в США существует ряд достаточно сильных сепаратистских организаций, ненавидящих федеральное правительство и при этом неплохо вооружённых), то теперь мы видим это наглядно.
На границе Флориды по трассе Interstate 95 местные жители выставили бетонные блок-посты. Чтобы жители зараженного Нью-Йорка не могли пробраться в их штат.
Казалось бы, где Нью-Йорк (на самом севере), а где Флорида (самый южный штат), а ты смотри! Это как если бы жители Ростова выставили блок-посты, чтобы к ним из Мурманска не приехали. Но, что характерно, это никого не смутило.
Род-Айленд, который находится гораздо ближе к Нью-Йорку, также изначально грозился, что перекроет дороги, ведущие из «большого яблока». Но потом жители просто устроили охоту на нью-йоркеров, которые решили потусить на местных пляжах.
Сепаратизм захватывает не только целые штаты, но даже и районы городов. Так жители престижного района Хэмптонс в Нью-Йорке блокировали доступ в свой район для беженцев из остального Нью-Йорка.
Ну а что? Вон, в Неваде вообще для больных (у которых нет денег, конечно) выделили комфортабельные апартаменты – нарисовали краской на асфальте выделенные места, лежи и не смей выходить за пределы.
Тоже вполне себе сепаратизм, только социальный.
Но кроме блок-постов на границах и охоты на «чужаков» происходят и другие разобщающие явления, на первый взгляд не столь очевидные.
Различные штаты в условиях эпидемии коронавируса ожесточённо воюют между собой за ресурсы – за финансирование, за дефицитные (у них) аппараты ИВЛ, за маски, за тесты.
Как и в Европе, доходит до неприкрытого воровства и рейдерства, когда одни штаты отжимают предназначенные для других медицинские грузы.
Американские эксперты всерьёз опасаются, что вслед за прерыванием международной торговли многими стратегическими ресурсами может наступить и аналогичный разрыв логистических цепочек уже внутри самих Соединённых (пока) Штатов.
Вы будете смеяться, но в американских публикациях, строго как вна Украине, «федерализм» становится ругательным словом (это при том, что США – это федерация). Которое скоро может и вовсе стать запретным.
И наряду с призывами вернуть в Штаты производство ИВЛ, масок и прочих индивидуальных средств защиты, тестов, хирургических инструментов и лекарств борьба за все эти резко ставшие дефицитными ресурсы между штатами и муниципалитетами разгорается уже не на шутку.
Причём это я ещё не касался экономических и ценностных противоречий внутри американского общества.
Даже без этого мы уже видим, что чем больше будут усугубляться различные кризисные явления, тем сильнее будут и сепаратистские и конфронтационные настроения внутри Штатов.
Александр Роджерс