Я лично, будучи очень большим занудой и скептиком и отнюдь не ура-патриотом, вообще говоря очень люблю нашу страну и верю до фанатизма, что если ею грамотно руководить, то она способна составить конкуренцию в чем угодно, кому угодно, когда угодно, затратив при этом гораздо меньше сил и наиболее оптимальным образом.
И ей не потребуется для этого «минимум 300 миллионов населения» — это я про теорию, которую считаю на редкость тупой, убогой и даже оскорбительной для нашей страны, учитывая ее не такое уж давнее послевоенное прошлое. Я бы любого экономиста, который ее вспоминает в рамках попыток привязать к нашей экономике вообще сразу в ссылку отправлял. За полярный круг, планктон разводить.
Сколько бы я не видел недостатков в системе, я также не могу не отметить тех положительных изменений, которые реально произошли в нашей стране. И которым я очень радуюсь. Искренне. Даже если они не приносят какой-то особой пользы мне лично и моему бизнесу. Мало того, в какой-то мере они мне даже вредят, так как глобально упрощают работу нашим конкурентам, торгующим всяким китайским барахлом.
Первое.
В принципе стало легче вести бизнес. Не знаю, цифровизация или что тому причиной, но улучшение качества ведения бизнеса – на лицо.
Существенно упростились бухгалтерские, юридические, банковские, экварийнговские т.п. дела. Очень многие из них как я понимаю очень скоро станут вообще атавизмами. Например, в отдельных случаях ведения бизнеса уже можно в принципе не заморачиваться с учетом налогов, сдачей отчетностей, ведением кретинистических журналов кассовых чеков и т.д. Все это делается автоматически. Не во всех случаях, конечно, но очень многим это доступно.
И даже если у вас ситуация чуть сложнее чем «самый идеальный случай», все равно всегда есть масса вариантов, позволяющих быстро и эффективно решить рабочие вопросы. Чтоб там кто не ныл – в этом смысле все стало глобально удобнее. Отчасти за счет роста уровня роста профессиональности госуслуг; отчасти за счет чрезмерного развития сервисных фирм, помогающих за весьма умеренную плату в тех или иных областях. Нет, они были и раньше, конечно, но сейчас это совсем иной уровень. Плюс самим этим фирмам становится проще работать из-за перевода многих отчетностей на цифру.
Не знаю, может мы такие везучие, но лично у нас даже в самые сложные переоды последних лет были какие угодно проблемы, но только не в области ведения бизнеса. И да – я про всякие там мелкие рабочие моменты не говорю. Они бывают в любой, даже самой идеальной системе. Грубо говоря, минимальный уровень мозговой активности все-таки иметь надо.
Второе.
Улучшение качества консультаций на государственном и корпоративном уровне. Я не имею в виду какие-то очень глубокие вопросы, требующие досконального знания законов в отдельных областях, конечно. Конечно это все осталось за чисто профильными юристами. Но вся первичная, общая информация стала куда доступнее.
Если раньше определенные вопросы можно было услышать на «человеческом языке» только из уст платных консультативных контор, то сейчас можно спокойно звонить просто по «телефончику госуслуг из инета» и реально получить вполне удовлетворительную консультацию. Не исчерпывающую конечно, но очень толковую. А если они не знают ответа прямо сейчас, и говорят «мы не знаем, давайте перезвоним позже» — то реально перезванивают! В тот же день! Ну, у меня такое было. Не знаю, чудо или повезло, но было. Причем дважды за день. Это что касается тех, кто уже занимается бизнесом и просто уточняет информацию.
Что касается новичков, то ситуация лишь немногим сложнее. Да, эти люди не всегда знают, как правильно задать вопрос и куда бы позвонить чтоб проконсультироваться. Потому очень часто попадают «в лапы» платным фирмам, которые делают все за них. Но на самом деле, если они потратят чуть-чуть времени на первичный анализ разных схем ведения бизнеса, то уже вторым шагом могут запросто найти нужные телефоны и задать правильно вопросы.
Примерно тоже самое можно сказать и про поддержки от многих «частных» организаций. Яндекс, к примеру, несколько лет назад на любой вопрос отвечал тупейшими выдержками из своего убогого «мануала» или просто посылал читать договор или руководство пользователя. Причем этот ответ они посылали дня через три после обращения. Бесили так, что в какой-то момент мы просто перестали с ними работать. Нервы – дороже! Сейчас на все вопросы отвечает живой человек и по существу и в тот же день.
О – кстати! Это к вопросу о «ненужных» бизнесах и профессиях которые ничего не производят J Я так подозреваю, повышения качества консультативного бизнеса как раз связано с некоторым избытком… ну скажем так «офисных» рабочих, которых натаскали на нужную задачу. Так что весь вопрос не в «нужности», а умении использовать грамотно резервы.
Третье.
Появления все большего количества как частных, так и полу-частных компаний которые предлагают свои услуги в производстве «железа»; не только «сеошники, сертификаторы, продвигаторы» и т.п. коих расплодилось столько, что спам фильтр просто не справляется с отсевом.
И рост их количества медленно, с трудом, спотыкаясь, но ведет к повышению качества и понижению цены. Хотя тут честно скажем. Отечественные «железячники» на 90% годятся только на уровне отработки идеи и последующей передачи образца для клонирования в Китай (те до сих пор не приемлют работу с чертежами при заказах).
Если пайка, сборка, вообще электронная часть еще как-то и может держаться на внутренних производителях то вот корпусные изделия, это либо чудом, по блату, случайно и дико дорого тут. Или быстро, качественно, красиво, дешево – в Китае.
Впрочем, это не так критично, что СЕЙЧАС они не могут сделать так же как в Китае. Факт в том, что найти кого-то, кто возьмется за процесс отработки предсерийки уже намного проще. И они готовы адекватно сотрудничать, предлагают свои идеи, пытаются подвинуться по цене. Это реально продуктивное общение, эффективное, полезное. Если все пойдёт и дальше так хорошо, то в самом ближайшем времени вполне можно будет делать красивые и доступные (ну хоть как-то) корпуса прямо в России. И без поиска «правильных людей», а на «ближайшем заводике».
А ведь буквально несколько лет назад, сделать в России корпус можно было исключительно убого и исключительно дорого, и никак иначе.
Четвертое.
Отчасти упростился и сбыт. Появились и слегка упростились для открытия некоторые виды деятельности. Например, патентные системы для мелкой розницы. Для сферы услуг и уникальных «саможаренных пироженых» – самозанятость и т.д. Доставка, причем как от поставщиков, так и до покупателя – это и раньше не было большой проблемой. Но сейчас это то, о чем в принципе можно не заботиться. Даже если не устраивает кто-то конкретный – альтернативы есть всегда. Например, доставка по Москве стала стоить столько, что ее можно вообще не принимать во внимание. И это не «почта за две недели» — это день в день, из руки в руки.
Пятое.
Доступность связи. В самом начале нашего развития связь и интернет были достаточно большой проблемой. Не во всех местах доступных под съем вообще был интернет. К тому же люди очень «любили» когда у фирмы номера телефонов начинались исключительно с «495». Фирмам с модильными номерами не особо доверяли. Сейчас общество уже привыкло к тому, что стационарный телефон – это пережиток прошлого. Может не всем это кажется большой проблемой, но тогда это сильно влияло на то, кому первому звонил покупатель при выборе товара.
Мобильный интернет уже целиком может заменить стационарный, проводной. Последнее, кстати очень важно, так как операторы, предоставляющие телефонные и интернет услуги, обычно теряют чувство совести как только речь заходит о подключения компании, а не частного лица. И им плевать, Газпром подключается, или человек точающий табуретки. Мы как то, посчитали, что в месте где мы сидим, типовой интернет, на том же самом проводе для юр фирм стоил в 60 раз дороже чем для частников!!! Конечно, и сейчас эти перегибы есть, но они уже не настолько значимы.
Молодым, наверное, этого не понять. Но несколько лет назад, когда вы искали площадь под магазин или офис – в первую очередь приходилось спрашивать, есть ли там телефон или интернет и если да – то какой из уродов его обслуживает? Иногда приходилось отказываться от отличного места просто потому, что нормальная связь там была недоступна.
Мобильный интернет, дал возможность выбирать место аренды без ограничений на то, к какому ох….му в конец оператору привязана та или иная площадь. Плюс он заставляет все-таки проводных операторов более адекватно относится к клиенту.
Шестое.
Эквайринг и системы платежей стали гораздо разнообразнее и доступнее. В свое время чтоб подключить картоприемник или онлайн платеж – надо было семь кругов ада пройти. И выгодно это было исключительно крупным компаниям, так как при малых продажах процент с продаж был просто не адекватен. Сейчас онлайн платежи с автоматической сдачей отчетности в налоговую и генерацией чека — все это предоставляет тот же сбербанк моментально, сразу при регистрации самозанятости.
Я отдельно хочу упомянуть именно самозанятость. Это просто великолепное решение. Причем, как ни странно, сделано оно как специально максимально гибко. Я даже не ожидал, если честно от нашего руководства такого мощнейшего и отлично просчитанного шага. С одной стороны, вроде, как и не позволяет быть просто перепродавцом, а с другой запросто дает возможность, например стать… ну блин примером проще ответить.
Вы хотите перепродавать цветы? Но ООО, ИП – это все ну не проходит по налогам? Не проблема. Регистрируйтесь как самозанятый. Простота, дешевые налоги, возможность работать даже с ЮР фирмами. Но там нельзя «перепродавать»? Не проблема. Обзовитесь «флористом» и составляйте букеты. И продавайте те же самые купленные цветы как букеты для торжеств и свадеб или что-то в этом роде.
Или, скажем, железо для компьютеров. Обзовитесь «системным интегратором» и предлагайте не покупки готовых железок, а «собственные оптимальные решения» ™. Собирайте компы, или делайте апгрейды имеющихся — это не перепродажа, это инженерная деятельность, а значит, это можно делать самозанятому.
Как по мне – это вообще гениальный ход. Так как только дурак не найдет в таких вот плавающих условиях лазейку. Если забежать вперед – этой системе не хватает самую малость гибкости и широты использования. Если внести в нее хотя бы капельку элементов не частного, а группового предпринимательства, но исключительно для производства бытовых товаров…. У меня аж слюни капают!!!
Ну и не только на производство. Я вообще считаю, что подобная схема «простых» решений – это будущее построения экономики. Все эти полноценные отчетности, ради которых держат полноценные штаты юристов и бухгалтеров, которые рассчитывают по хрен пойми каким схемам налогообложения затраты и прочее… Это идиотизм. Особенно в нашем мире, который меняется быстрее чем мы успеваем понять, что мир изменился.
Да, сейчас самозанятость не решает всех проблем, но я очень надеюсь, что наверху мысль поймут и разовьют. Очень надеюсь, что эту фишку не придумали типа как:
«Ну блин, сейчас народ нищий – прижмешь, они сбегут. Давайте сейчас дадим послабление, а как станет лучше – вернем как было».
Очень надеюсь, что это именно первый эксперимент, который получит развитие.
Вот столько радостных и приятных штук мы можем упомянуть в том, что касается ведения бизнеса в России. Кажется, их не так и много, да? Но не надо измерять степень важности «мегапикселями». Надо оценивать то, на что влияет каждый из этих пунктов.