В последние месяцы в России произошли радикальные изменения в военной и политической сферах, в результате чего появляются возможности для формирования совершенно новой политики для обеспечения национальной безопасности страны. Эти изменения вызваны увеличением напряжения в международных отношениях и растущей гонкой вооружений, главным образом в области гиперзвукового ударного оружия. Причиной этого является денонсация ряда международных договоров, сдерживающих количественную и качественную разработку как стратегических ядерных сил (СЯС), так и вооруженных сил в целом. На стратегическую стабильность оказывает серьезное влияние неопределенность судьбы Пражского договора 2010 года об ограничении СЯС, несмотря на первые контакты по его обсуждению. Значительное влияние на стабильность оказывает милитаризация околоземного космического пространства, активная антироссийская деятельность в бывших советских республиках, а также тот факт, что вооруженные силы НАТО все ближе придвигаются к границам России.

Примерно так в общих чертах выглядит обстановка, при которой 2 июня этого года президент России подписал указ № 355 «Об основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». В нем подчеркивается, что ядерное сдерживание направлено на обеспечение понимания потенциальным противником неотвратимости возмездия в случае агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников, то есть объявляется сдерживание через угрозу возмездия (ч. II, п. 9). Нынешняя военная доктрина России основана на принципе взаимного гарантированного уничтожения, но с развитием системы противоракетной обороны США этот принцип обеспечения стратегической стабильности между двумя странами становится сомнительным. Поэтому в новом российском документе подчеркивается, что, независимо от подготовки Соединенных Штатов к отражению ответного удара, любая агрессия против страны гарантированно встретит возмездие. Именно в формулировке «неотвратимое воздействие» вся разница между двумя документами «ядерного сдерживания».

Что является основанием для угрозы «неотвратимого воздействия»?

 
 

В пункте 10 Указа сказано, что угроза возмездия гарантируется двумя ключевыми моментами: во-первых, наличием боеготовых сил и средств, способных гарантированно нанести неприемлемый ущерб противнику и, во-вторых, «готовностью и решимостью Российской Федерации применить такое оружие». Такая необходимость может возникнуть, если в странах, которые рассматривают Российскую Федерацию в качестве потенциального противника, имеет место следующее: а) наращивание военного потенциала этих стран вблизи границ Российской Федерации; б) концентрация вблизи российских границ средств ПРО, крылатых ракет, в том числе гиперзвуковые ракеты средней дальности с ядерным оружием; в) развертывание ударных беспилотников; г) развертывание лазерного и микроволнового оружия. Особенно такая необходимость возникает в связи с запуском ударных инструментов и систем противоракетной обороны в космическое пространство, созданием и наличием других видов оружия массового уничтожения в странах, которые могут рассматривать Россию как потенциального противника, и размещением ядерного оружия в неядерных государствах.

Есть ли у России повод для беспокойства, читатель может сам сделать вывод из следующих фактов. Как сообщает немецкая газета Allgemeine Zeitung, 18 июня этого года на дистанционной конференции НАТО министры обороны договорились о новой концепции противодействия России в области ядерного вооружения. В частности, размещение баллистических ракет средней дальности в Европе было оценено как возможное и, при определенных условиях, их могут оснастить ядерными боеголовками, если это будет целесообразно. По этому поводу на пресс-конференции представитель США по контролю над вооружениями был непреклонен — не может быть никакого моратория на размещение ракет средней дальности в Европе. На конференции также обсуждался вопрос о перемещении ядерного оружия США из Германии в Польшу.

В США опубликованы части новой Стратегии космической безопасности, в которых говорится, что космос уже стал исключительным пространством для военных действий, поэтому необходимо добиться превосходства в этой среде путем интеграции военно-космического потенциала в общую структуру вооруженных сил и выстраивания стратегии проведения военных действий в этой среде в различных ситуациях.

Обнародование Указа № 355 перед Конференцией министров обороны НАТО, на мой взгляд, носит превентивный характер, но это явно не оказало никакого влияния. Фактически, даже без этой конференции Соединенные Штаты не отказывались от замены своих ядерных бомб B-61, расположенных в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции на высокоэффективный модернизированный вариант B-61-12. Также нет никаких признаков того, что испытываемая в настоящее время американская ракета средней дальности не будет размещена на европейской территории.

Учитывая эти опасности, в Указе № 355 говорится, что Россия может применять ядерное оружие при следующих условиях (ч. III, п.19): поступление достоверной информации о старте баллистических ракет, атакующих территории Российской Федерации; воздействие противника на критически важные государственные и военные объекты РФ, не позволяющее нанести ответный удар; противник применил оружие массового поражения или использовал обычное оружие, и ставит тем самым под угрозу существование государства.

Суть перечисленных условий предполагает упреждающий удар по врагу до того момента, когда, например, государственные и военные структуры будут поражены и не смогут нанести ответный удар. Упреждающий удар — принципиально новый момент в новой ядерной стратегии Российской Федерации, который должен отрезвить страны, считающие Россию своим врагом номер один.

Есть ли у России оружие, способное реализовать эту стратегию?

Следует подчеркнуть, что до подписания Указа № 355 Россия создала необходимые системы вооружения, и поэтому Указ, с одной стороны, определяет условия, при которых они будут использованы, а с другой — становится основой для планирования их боевого применения.

Кое-что из этого оружия российский президент продемонстрировал еще 1 марта 2018 года, но тогда некоторые эксперты посмеялись над ним, а другие решили, что это всего лишь компьютерная анимация. Сегодня, по крайней мере, половина показанных «анимаций» находится на вооружении российских ВВС — межконтинентальная баллистическая ракета УР-100Н УТТХ с управляемым боевым блоком 15Ю71 «Авангард», гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал» с ракетой Х-47М2 и истребитель-перехватчик МиГ-31, ракетный комплекс 9К720 «Искандер-М» и боевой лазерный комплекс «Пересвет», развернутый в четырех ракетных дивизиях.

На разных этапах испытаний находятся ракетный комплекс РС-28 «Сармат», гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета «Цикрон» 3М22, подводный комплекс «Посейдон» и межконтинентальная крылатая ракета 9М730 «Буревестник», оснащенная ядерной силовой установкой.

Активно готовятся средства для перехвата гиперзвуковых и космических целей — зенитные ракетные комплексы С-300В4, С-500 «Прометей», система противоракетной обороны Нудол А-235 Московского административно-экономического района. Кроме того, модернизируются и разрабатываются новые обычные средства поражения для сухопутных войск, ВВС и ВМФ.

Все это показывает, какая активная военно-техническая деятельность осуществлялась и осуществляется в России для обеспечения национальной безопасности, при этом в ряде областей она работает на опережение. В то же время было четко сказано, что Россия имеет оборонительную геополитическую доктрину и не намерена вести войну с какой-либо страной, если она не предпринимает действий, угрожающих ее национальной безопасности.

К этому имеет прямое отношение и несколько изменений в Конституции РФ, вступившие в силу 4 июля этого года. В Конституции 1993 года национальное право подчиняется международному праву, то есть страна зависит от него. Поэтому, пожалуй, наиболее важной из принятых поправок является закрепление в Конституции приоритета национального законодательства перед решениями международных организаций.

Именно он обеспечивает суверенитет страны, и именно это вызвало резкую критику со стороны европейских и международных организаций. Принятые поправки также связаны с финансовым суверенитетом страны. В Конституции 1993 года по рекомендации внешних экспертов Центральный банк был поставлен в независимое положение в соответствии с национальным законодательством и на практике подчинялся Международному валютному фонду. Превосходство национального законодательства перед международным предполагает отстранение Центрального банка от подчинения МВФ и предоставление возможности для активной и целенаправленной деятельности в интересах экономики страны.

Поправки в Конституцию, направленные на достижение полного суверенитета России, не могут не вызывать яростного сопротивления, в том числе с применением силы, скорее всего, местного характера. Именно поэтому Указ № 355 своевременно предупреждает потенциальных участников о том, что они получат «неотвратимое возмездие», независимо от того, кто именно примет участие.

Очевидно, что активная подготовка вооруженных сил и модернизация вооружений и военной техники в течение последнего десятилетия проводились целенаправленно и в их нынешнем состоянии может гарантировать возмездие с использованием ядерного и обычного оружия любому потенциальному противнику. Эта способность дает России возможность через поправки в Конституции объявить полный суверенитет и начать новую внутреннюю и внешнюю политику в соответствии со своими национальными интересами. По сути, это обнуление результатов Холодной войны и принятие нового курса, крайне неприемлемого для западных «партнеров» России, но достойного ее как великой державы и независимой цивилизации.