В Белоруссии пригрозили Литве санкциями в ответ на поддержку литовскими властями белорусской оппозиции. Минск готовится прекратить торговлю через литовские порты, но кто от этого выиграет и кто потеряет?
С угрозами в адрес Литвы 28 августа 2020 года выступил президент Белоруссии Александр Лукашенко. Он заявил, что внёс в правительство предложение переориентировать все торговые потоки с портов Литвы на другие направления. По заверениям белорусского президента, 30% бюджета Литвы формируется белорусской торговлей, поэтому удар по экономике соседнего государства будет крайне существенным.
Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис, в свою очередь, заявил, что Лукашенко не любит свой народ, раз готов на такие меры. По словам Сквернялиса, от ограничений больше пострадает сама Белоруссия, чем Литва, поскольку возможностей для переориентации потоков грузов на порты России или Латвии у Минска нет. Подобную оценку встретили слова Лукашенко и со стороны министра иностранных дел Литвы Линаса Линкявичюса. Однако можно ли быть столь уверенными в том, что Белоруссия действительно не закроет ввоз и вывоз товаров через Литву?
Ключевую роль для белорусского грузопотока играет литовский порт Клайпеда. Во-первых, здесь находится нефтяной терминал Klaipedos Nafta, пропускающий белорусские нефтепродукты на экспорт и принимающий нефть, закупаемую Минском в других странах, кроме России. К примеру, в июне и августе 2020 года в Клайпеду прибывали танкеры с нефтью из США.
Во-вторых, терминал минеральных удобрений Biri Krovini Terminalas в Клайпеде также во многом ориентирован на белорусский грузопоток. Только в 2019 году он пропустил 10 млн тонн грузов, 98% которых составляла продукция «Беларуськалия». Следовательно, если Белоруссия прекратит транзит минеральных удобрений через Клайпеду, терминал фактически останется без загрузки, а его работники – без работы и дохода. Сократится и объем налоговых поступлений в литовский бюджет.
Впрочем, здесь следует помнить о специфике политики современного литовского государства, как и Польши, и других республик Прибалтики: фактически их основная миссия – быть проводниками американского влияния в Восточной Европе, поэтому если в Вашингтоне решат, что Литва или Польша должны осуществлять поддержку белорусской оппозиции, то Вильнюс или Варшава будут ее осуществлять даже в ущерб собственным интересам. В конце концов, пришлось же Польше забыть о зверствах бандеровцев, когда США и НАТО потребовалось использовать Польшу для помощи идейным наследникам бандеровцев на современной Украине.
Угрозы Лукашенко в Литве восприняли, на словах, разумеется, довольно спокойно, поскольку считают, что белорусские власти не смогут оперативно перенаправить потоки грузов через другие страны. Сейчас у Минска непростые отношения и с Киевом, и даже с Москвой. Конечно, российским портам не помешала бы лишняя загрузка, но это потребует дополнительных усилий в логистической области. Есть ли у Белоруссии сейчас на это ресурсы и возможности?
К тому же, Беларусь сама получает выгоду от экспорта минеральных удобрений, нефтепродуктов и иных товаров через литовские порты. Закрытие литовского направления навредит и самому Минску, что будет не очень хорошо для Лукашенко, особенно в текущей ситуации.
Но если говорить о масштабах убытков, которые могут понести страны в результате прекращения транзита грузов через Клайпеду, то положение Литвы в конечном итоге все же окажется худшим, чем положение Белоруссии. У белорусского государства при всем при том есть возможность действовать через Россию, которая остается главным белорусским партнером, а вот Литве заместить грузопоток из Белоруссии будет попросту нечем.
В свое время на руку Литве сыграли разногласия между Москвой и Минском, но сейчас Лукашенко будет вынужден изменить свое поведение по отношению к России, и тогда литовские терминалы действительно могут ждать черные времена. Останется лишь рассчитывать на новые займы со стороны США и Евросоюза, а если не будет и их, то экономическая ситуация в Литве в любом случае ухудшится.
Что же касается нашей страны, то нам, безусловно, будет куда выгоднее, если поток товаров из Белоруссии и в Белоруссию пойдет через российские порты. Это увеличит доходы российского бюджета от налоговых поступлений, даст дополнительную загрузку российским терминалам и логистической инфраструктуре, позволит создать новые рабочие места.