Канада, выступающая сегодня адвокатом антироссийской Украины, и присоединяющаяся к санкциям против Москвы, умалчивает, что в начале XX века создавала концлагеря, куда помещались выходцы из нынешних украинских земель.
Об этом на конференции, посвященной годовщине освобождения Освенцима советскими войсками, заявил политолог Денис Денисов, передает корреспондент «ПолитНавигатора».
Политолог отметил, что страны Запада, выдвигающие претензии к советскому строю и широко использующие тему репрессий во времена правления Иосифа Сталина, предпочитают умалчивать о своем опыте создания концентрационных лагерей, появившихся на американском континенте задолго до гитлеровской Германии.
«В современном понимании такие объекты появляются в середине 19-го века. Здесь наши заокеанские «партнеры» стали первооткрывателями такого формата. США во время своей Гражданской войны 1861-65 годов начали применять подобного рода лагеря для противоборствующих сторон. В первую очередь, здесь следует говорить об инициативах южных штатов. Большинство историков сходятся к тому, что именно это стало отправной точкой в этой проблематике.
Говоря о более поздних примерах, необходимо вспоминать примеры, связанные с концентрационными лагерями на Кубе – это 1895-й год. которые создавали испанцы против кубинских партизан…
Ну и наиболее такой массовый феномен этих лагерей проявился в Первую Мировую войну на территории почти всех основных задействованных объектов.
Здесь надо вспомнить близкие для нас концентрационные лагеря Талергоф и Терезин в Северной Чехии, в котором содержались преимущественно прикарпатские русины. Это тема, которая только несколько десятилетий назад получила достаточно широкое освещение.
Также в Первую Мировую войну подобными злоупотреблениями пользовались достаточно много стран. Тут можно вспоминать и Османскую империю, и наших немецких тогда противников.
Удивительный кейс был связан с Канадой. Когда Канада, казалось бы, находясь на другом конце планеты, в то же время организовывала подобные лагеря, причем еще для преимущественно украинцев – галичане, буковинцев, закарпатских русин, так как они на тот период времени входили в состав Австро-Венгрии и считались потенциальной угрозой для государства», – сказал Денисов.
«Уже после Первой Мировой войны были ряд примеров, которые близки к нам и тоже связаны – это и Финляндия, когда в ходе Гражданской войны там порядка 70-ти тысяч «красных финнов» были приговорены к заключению…
Чуть позже уже в Польше и это, опять-таки, связано, скорее, с украинским населением, создавался целый ряд концентрационных лагерей, в которых содержались как раз представители украинского этноса.
Но, естественно, нельзя обойти вниманием события, связанные уже со Второй Мировой войной, с Великой Отечественной войной. Только немецкая «машина смерти» была инициатором создания порядка 40-ка концентрационных лагерей, и все прекрасно помнят эти названия, такие, как «Бухенвальд», «Собибор», «Треблинка», «Майданек» и многие другие.
Вместе с тем, конечно, нельзя забывать, что во Второй Мировой войне и даже среди наших союзников были государства, которые интернировали, в том числе, и своих граждан, как это было в США, когда они создавали концентрационные лагеря для тех же японцев или граждан США, у которых кто-то из родственников был японцем, то есть, текла японская кровь.
Сами японцы, конечно, войдут в историю с очень негативным контекстом как организаторы, помимо немцев, лабораторий, в которых ставились ужасные эксперименты на живых людях. Здесь, в первую очередь, это касалось китайских военнопленных, но также и монгольских, и советских военнопленных.
Многие помнят такое наименование, как «Отряд 731» – это японское подразделение Вооруженных сил, которое занималось этими вопросам.
Впоследствии многие считали, что Вторая Мировая война положит конец подобным практикам, но история показала, что, к сожалению, это не так. Уже после Второй Мировой войны почти на всех континентах были применены подобные жестокие методы воздействия на своих оппонентов. Это было неоднократно в Латинской Америке и в Аргентине, в и Чили, и в других странах. Эти практики применялись в Азии, Африке.
Уже в 90-е годы мы помним трагические события, связные с балканскими войнами, в частности, войной в Боснии и Герцеговине», – продолжил перечислять Денисов.
Он призвал «ни в коем случае не давать нашим оппонентам возможности, чтобы подобного рода трагедии переписывались в сторону того, чтобы это ставили нам в вину».
«Мы прекрасно понимаем, что во времена Советского Союза были очень много различных перегибов. Допустим, ГУЛАГ – это один из них. Мы это знаем, признаем, но ни в коем случае это не означает, что можно Советский Союз сравнивать с нацистской Германией. Потому что и идеология, и идеи подобных практик были совершенно разные и совершенно иные», – заключил эксперт.