Все мы много раз сталкивались с классическими либеральными представлениями об устройстве современной русской жизни. С одной стороны, западный обыватель, ведомый своими лидерами, культивирует убогие домыслы о «ядерной бензоколонке», с другой — доморощенный брюзга, влюблённый в Европу и насмотревшийся агитационных роликов в Интернете, с удовольствием им вторит.
Помните весь этот бред про «экономику меньше испанской», про «микроскопический и никому не интересный рынок», про «мизерную долю в мировом ВВП»? Про «ничего не умеем», потому как «проклятье сырьевой иглы» (иголок, кстати, конечно же, тоже не производим), «придаток мирового капитала»? У некоторых либералов даже регулярно случались пассажи про «банановую республику», хотя, насколько можно судить по жизненному опыту и школьным учебникам географии, бананы у нас никогда не росли и не растут.
Впрочем, пусть простят нам наше невежество адепты светлоликого гения Запада. Ведь оказывается, экзотический фрукт выступает в качестве утончённой метафоры, а русский банан — это нефть, уголь и руда. Хороши же образы у либералов, однако!
Любопытно и то, что сырьевым придатком Запада, всецело от него зависящим и в то же время совершенно ему неинтересным, Россия в глазах либерала представала всегда. Они и по сей день с упорством шизофреников доказывают, что у высокоразвитой Европы нет надобности и желания вести против нас агрессию (потому как что можно взять с этих дремучих дебрей?), а аббревиатура НАТО всякий раз вызывает надменный смешок, ибо для них эти четыре буквы являются не более чем «пропагандистским клише», которое в реальности не несёт ни малейшей опасности.
Что ж, забавно было бы посмотреть на лучезарное удивление этих отчаянных самобичевателей, если бы они вдруг узнали о том, какую роль играли русские товары в истории и экономике тех самых европейских стран.
К примеру, в своё время нам уже доводилось упоминать о значении леса — русского леса — в существовании и развитии знаменитого британского флота и, как следствие, всего могущества морской империи в лице Британии.
Да, наша лесная продукция долгое время служила основой для английского кораблестроения. А ещё для мореплавания были незаменимы канаты, паруса и прочие произведения народного хозяйства, которые Россия в огромных количествах поставляла в Англию. Более того, отечественные снасти считались великолепными за своё качество и крайне ценились западными моряками.
Впрочем, здесь уже слышится недовольное бурчание пессимистов и либеральных ворчунов, которые в голос утверждают, что всё названное выше якобы является сырьём. Что ж, объективно сложно согласиться с тем, что для XVII века конечные изделия переработки сельскохозяйственной продукции (которую саму по себе нужно ещё было произвести) являлись примитивным сырьевым товаром. Но даже если и принять эту точку зрения…
Пускай адепты «примитивного хозяйства» высокомерно хихикают над экспортом пеньки (не зная даже толком, что это такое и какую важнейшую роль она играла). Но что же в таком случае делать с экспортом металла? Скорее всего, стараниями себе подобных внутренних русофобов они о таком и не слышали.
А ведь Россия на протяжении нескольких столетий (особенно XVIII век) снабжала Запад самым качественным, легендарным и неповторимым металлом. Речь идёт об уральской марке «Старый соболь». Это клеймо, что ставилось на чугунных слитках в виде знаменитого северного зверька и соответствующей надписи. Популярность металла русских мастеров с Урала была столь велика, а его качество и свойства столь удивительны, что европейские жулики то и дело пытались подделать данный знак, чтобы выдать свой низкопробный суррогат за продукцию из России.
Итак, промежуточные выводы таковы: во-первых, без огромной роли России в экономике Запада последнего, скорее всего, в известной ныне форме просто не существовало бы. Это к вопросу о ценности нашей экономики в историческом разрезе.
Во-вторых, Россия исторически славилась именно качественной и даже уникальной продукцией. Что самим фактом развинчивает устойчивые и гнусные мифы об «отсталости», «примитивности» и прочих уничижительных чертах, якобы присущих отечественному хозяйству.
Ну а как же наши дни? Как обстоят дела сейчас? Любой «диванный эксперт» моментально и безапелляционно отрапортует что-то в духе: «Экономика России сырьевая, стране необходимо перерабатывать природные ресурсы, а не вывозить их; приличные государства производят товары высокого передела; хватит быть придатком и т. д. и т. п.». Иными словами, вас ожидает порядком надоевшая и заезженная песня.
Да и много ли найдётся тех, кто думает иначе? Разве кто-то не согласен с тем, что сырьё нужно перерабатывать и потреблять внутри страны? Что сложная и устойчивая экономика должна строиться на большом и разнообразном производстве?
Но всё дело в том, что заскорузлая многовековая русофобская мифология не даёт огромному количеству людей объективно посмотреть на действительность. Ведь если десятилетиями со всех каналов эксперты и специалисты рассказывают об отсталости, трудно самому думать по-другому.
Однако стоит немного разобраться и посмотреть хотя бы на некоторые отрасли отечественного народного хозяйства. К тому же на те, которые связаны с сырьём.
Возьмём, к примеру, производство железной руды и металлургию. По законам либеральных проповедников сырьевое государство (а это вроде про нас, так?) должно всю добытую руду тут же грузить в товарные вагоны и сухогрузы, чтобы немедля вывезти её к каким-нибудь светлоликим, которые уже из неё произведут сталь и стальную продукцию. Вот только окажется, что именно так делает не Россия, а Австралия. Хотя по законам жанра эта страна в лагере «развитых».
Но именно Австралия является крупнейшим на планете экспортёром железной руды, которую она активно поставляет на внешние рынки, при этом практически ничего не перерабатывая. И это ещё нужно учесть, что качественным углём, необходимым для выплавки чугуна, эту страну никто не обделял. Точно так же поступает и Бразилия, занимая почётное второе место по экспорту руды. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что это южноамериканское государство по крайней мере никто не канонизировал в статус «развитого» и «западного», то есть имеющего право учить всех остальных.
Что же касается России, то мы свою железную руду практически полностью перерабатываем внутри страны. Металлургические гиганты в Череповце, Магнитогорске, Липецке и других городах выпускают самую разнообразную стальную продукцию. Таким образом, колебания мировых цен на железорудное сырьё (а цены эти в основном диктуются спросом в Китае) нашу добывающую промышленность не затрагивают, потому как почти всё идёт на внутреннее потребление. В то же время Австралия вынуждена с придыханием следить за уровнем потребностей азиатских гигантов и маятником цен.
Но при этом экзальтированные поклонники Запада в своих доморощенных экономических этюдах почему-то всё время путают буквы А и Р, Австралию и Россию. Странно…
Другим предметом постоянных шпилек в адрес экономического устройства России является газ. «Как же это так! — восклицают иные. — Газ сделать основным товаром страны! Какой позор для цивилизованного государства! Какая примитивность, какая прямо-таки банановость!» Что ж, уже как-то даже и неприлично напоминать, что природный газ и для Соединённых Штатов Америки (светоч всего цивилизованного и развитого) является одним из основных товаров.
Но тут необходимо отметить несколько моментов. Крупнейшими потребителями газа являются наиболее развитые экономики и государства. Во-первых, для его потребления и распределения нужна очень сложная обширная и разветвлённая инфраструктура (у большинства стран, включая азиатских тигров, таковая отсутствует). Во-вторых, газ — это самое современное, чистое и удобное топливо.
И кто же его больше всего добывает? Наверное, банановые республики? Или кокосовые монархии? Нет! Сами же развитые страны в лице США и России. До наших показателей его производства не может даже близко подобраться ни одно государство.
Но и потребляют Штаты и Россия газа тоже больше всех на планете. Это говорит и о соответствующем уровне инфраструктуры, и об экономической картине в целом. Ведь газ — это и сырьё для химической промышленности, и новый вид транспортного горючего, и чистое топливо для электростанций. А у кого его нет, тот топит по старинке пыльным и дымящим угольком (привет Германии и Польше).
Наша же страна добывает ежегодно в среднем 700 миллиардов кубометров природного газа и 500 из них потребляет сама. На экспорт идут лишь излишки. А это само по себе противоречит либеральным подвываниям некоторых пессимистов, которые голосят о том, что Россия якобы распродаёт природные богатства.
Похожая история и с нефтью. Россия, которая действительно добывает огромные объёмы чёрного золота, около половины добытого перерабатывает. В нашей стране очень развитая нефтехимия, она полностью покрывает внутренние потребности в нефтепродуктах, а часть идёт на экспорт. К примеру, дизельное топливо активно поставляется в Бразилию. Что любопытно, ведь это южноамериканское государство в последнее время стало одним из крупнейших производителей нефти, но не перерабатывает (как и в случае с железной рудой) даже того, что необходимо ей самой.
Конечно, всем бы у нас хотелось, чтобы Россия перерабатывала вообще всю свою нефть. Но внутренний спрос полностью удовлетворён, а высококонкурентный мировой рынок просто не пропустит такие объёмы нефтепродуктов. Иными словами, лишний бензин никому не продашь. Поэтому можно сделать очевидный вывод, что Россия максимально перерабатывает своё чёрное золото, а не беззаботно сидит на какой-то полюбившейся журналистам игле.
Напоследок можно привести пример с алюминиевой промышленностью. Россия является одним из крупнейших производителей алюминия в мире. И производство это очень сложное и технологичное, вряд ли с этим будет кто-то спорить. Но самое интересное заключается в том, что бокситы, то есть сырьё для производства ценного и незаменимого металла, залегают в основном в тропических регионах: Африке, Бразилии, Австралии. Это связано с определёнными геологическими и географическими особенностями.
Получается, что Россия импортирует сырьё, а производит высококачественный продукт переработки. И занимает по этому показателю одно из первых мест. Постойте! Но ведь этого не может быть, потому что так делают… развитые страны. Но так есть. Забавно, но «развитая» Австралия поставляет сырьё, а «сырьевая и отсталая» Россия перерабатывает его и производит из него продукцию. Байка про китайские зубочистки, якобы сделанные из сибирского леса, больше не работают.
Даже приведённых выше примеров достаточно, чтобы ясно увидеть тот факт, что бытовая русофобская мифология о России, столь любимая злопыхателями, не имеет под собой никакой основы. Лишь поверхностная ложь и примитивные домыслы.
Сергей Газетный,
специально для alternatio.org