Кровавые столкновения между Азербайджаном и Арменией с применением тяжелых вооружений, начавшиеся в минувшую субботу, ознаменовали появление новой горячей точки вблизи российских границ. (http://ria.ru/world/20160402/1401470259.html)
Очевидно, что эти столкновения выходят за рамки двустороннего конфликта. Армения — член ОДКБ, а Азербайджан — ближайший партнер Турции, являющейся членом НАТО, посему эскалация противостояния названных стран чревата втягиванием в него ведущих мировых держав, в результате чего Закавказье может оказаться в эпицентре широкомасштабных военных действий.
Полагаю, что мудрые восточные правители, коими принято считать Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, хорошо понимают подобную перспективу и, следовательно, за субботней провокацией стоят какие-то более мощные субъекты, чем главы Азербайджана и Армении. Не случайно наступление армии Азербайджана по всему фронту на армянские позиции началось в отсутствие двух президентов (Алиева и Саргсяна) в регионе: это произошло в то время, когда они находились в США.
Очередной удар по России
В любой провокации первыми начинают публично голосить те силы, которые обычно эту провокацию и устраивают. Ну просто потому, что они загодя готовятся к «отмазкам» своих действий в СМИ. Первыми после танковой атаки азербайджанских военных на позиции армии НКР заголосили Эрдоган и Давут Оглу. И здесь вспоминается операция по уничтожению турецкими истребителями российского СУ-24 в сирийском небе в ноябре с.г., когда лидеры Турции сразу же после атаки на российский самолет обвинили Россию в нарушении турецкого воздушного пространства и запросили поддержки у НАТО.
Впрочем, главной особенностью ноябрьской провокации против России
стала даже не наглая и сверхторопливая ложь турецких лидеров, а тот факт, что их поддержали Госдеп и НАТО.
России дали понять, что атака на российский самолет — не ошибка турецких ВВС, а спланированная акция Запада, преследующего свои стратегические интересы. Соответственно, логично предположить, что за атаками на армянские позиции в Нагорном Карабахе также стоят османо-натовские силы, и направлены они не столько против Армении, сколько против РФ.
Эти силы не могут не понимать, что дестабилизация ситуации в Закавказье для России во сто крат болезненней, чем захват радикальными исламистами сирийских городов. Они не могут не понимать и принципиальную разницу между продолжающейся войной в Сирии и начинающейся (?) войной между Азербайджаном и Арменией.
Во-первых, в Сирии Россия вела и ведет военные действия на «дальних подступах» к своим рубежам, в то время как НКР — это уже, безусловно, «ближние подступы».
Во-вторых, в Сирию Россия вошла самостоятельно и без каких-либо обязательств, а затем свободно поменяла формат своего присутствия в данной стране. В армяно-азербайджанском конфликте Россия, увы, — заложник ситуации, как и на Украине. Более того, в случае эскалации этого конфликта РФ неизбежно утратит, как минимум, одного из партнеров: поддержав Армению, Россия станет врагом Азербайджана; не поддержав Армению — утратит её в качестве своего союзника в регионе. Запад, напротив, становится бенефициаром конфликта, поскольку получает шанс склонить на свою сторону «строптивый» Азербайджан.
Кому выгодна война в Закавказье
Нет сомнения, что война в Закавказье выгодна США, Турции, НАТО, радикальным исламистам, чиновникам ЕС и всем тем, кто в первый же день столкновений на границе с НКР (будучи не способными противостоять терроризму даже на территории столицы НАТО — Брюсселя) попытались влезть в армяно-азербайджанскую историю с «миротворческими» инициативами.
Эта война крайне не выгодна России и Армении. Вот почему всевозможные инсинуации по поводу того, что «армяне спровоцировали контрнаступление азербайджанской армии» или «за дестабилизацией ситуации на восточной границе НКР стоит РФ» нельзя воспринимать иначе, как бред.
Но война с Армений не выгодна и Азербайджану. Вот почему российское руководство не стремится обвинять в эскалации напряженности в регионе эту республику и призывает обе стороны к прекращению огня.
Совершенно очевидно, что проблему статуса Нагорного Карабаха невозможно решить в ходе войны между Арменией и Азербайджаном. Закавказье — тот регион, передел границ в котором возможен только в результате новой глобальной войны. Отсюда вывод: Запад стремится к глобальной войне и опирается в своих геополитических играх в регионе на нынешних лидеров Турции, почему-то убежденных в том, что в результате войн против Сирии, курдов, Армении, России и, возможно, Ирана останется с прикупом.
Россию нужно ослабить, склонить к полному уходу из Сирии и сдаче Башара Асада, заставить её «слить» Донбасс и т. п. — со всеми вытекающими последствиями. Вот главные задачи организаторов войны в Закавказье. Более того, османо-натовские стратеги наверняка полагают, что разжигание войны против РФ с участием Турции и Азербайджана позволит им настроить против России весь Тюркский мир.
В таком вот многослойном геополитическом пироге РФ может выйти, например, из Сирии, но уже не может выйти из войны с Западом без смены своей внешнеполитической стратегии.
Сирийский маневр показал, что у России имеются передовые космические силы, уникальные системы ПВО, а главное — способность воевать с любым врагом. (Как результат: сумма заказов российских вооружений за год выросла более чем вдвое — с 26 млрд. долларов до 56 млрд.) Однако не прозевала ли Россия формирование нового очага войны непосредственно у своих границ? Справится ли она с очередным внешним вызовом? И способно ли российское руководство предотвратить следующий удар по РФ, например, через Таджикистан?
Главная особенность современной мировой войны
В рамках состоявшегося в минувший понедельник заседания Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» на тему «Запад и войны» (http://ria.ru/zinoviev_club/20160329/1399362512.html) автор этих строк высказал несколько суждений относительно того, кто сегодня главный противник России, и каковы его цели. Уж поскольку без понимания сути современной войны Россия не сможет вырваться из сжимающегося вокруг неё кольца военных конфликтов и «революций».
Первое суждение заключается в том, что новая мировая война (про которую одни говорят, что она вот-вот начнется, а другие — что Россию не удастся в неё втянуть) на самом деле давно идет. И наша страна каждый день несет потери — физические, экономические, социокультурные, репутационные и иные.
Второе, более спорное суждение основано на том обстоятельстве, что субъект новой мировой (глобальной) войны — уже не государства, как это было в середине прошлого века. Главный её субъект — владельцы и бенефициары так называемого ГЛОБАЛЬНОГО РЫНКА.
Во всяком случае, не радикальные исламисты или конкретные страны придвинули свои военные базы вплотную к российским границам, организовали госпереворот на Украине, объявили России экономические санкции, осуществляют против неё дезинформационные атаки, уничтожают русских на Донбассе и стравливают между собой ближайших соседей РФ.
Логика развития глобального рынка и интересы основного субъекта этого рынка — мирового бизнес-класса — вот что определяет сегодня стратегические цели силовых, информационных и иных операций соответствующих структур и государств по всему миру. (http://ria.ru/analytics/20151026/1308440014.html)
Большинство стран условного Запада, включая США, к настоящему времени выстроены в определенную иерархию, в которой каждый уровень субъектности обладает эксклюзивным функционалом.
Мировой бизнес-класс задает рамки и конфигурацию глобализации, утверждает стратегические цели и определяет меру и направления силовых действий. Госдеп США, Пентагон, ЦРУ, ЕС, МВФ, ВТО, АНБ, Гугл и иные структуры западного сверхобщества рассматриваются как «приводные ремни» в реализации названной стратегии. А правящие элиты Турции, Украины, Катара, Саудовской Аравии, Польши и проч. (в эту группу стран планируется затащить и Азербайджан) — передовые полки глобальной олигархии, призванные осуществлять атаки против назначенных врагов.
Наконец, есть еще и те, кто призван умереть на поле боя физически или морально в интересах глобального заказчика. Это наемники ЧВК, террористы, а также нанимаемые под конкретные задачи военного характера журналисты и политики.
Словом, нынешняя мировая война носит уже надгосударственный и наднациональный характер. Из этого и нужно исходить сегодня при анализе любых военных конфликтов.
Владимир Лепехин, специально для RusNext.ru