Святитель Иона, митрополит Киевский и всея Руси
С 988 года Русская Церковь была митрополией в составе Константинопольского Патриархата, в течение почти пяти столетий предстоятели Русской Церкви назначались и получали свое посвящение в Царьграде.
Все митрополиты за исключением митрополита Илариона, автора «Слова о Законе и благодати» и Климента Смолятича были нерусского происхождения. Устройство Русской Церкви регулировалось из Константинополя, обрядовые споры решались в византийской столице, из нее русские епархии получали святое миро, а в русских храмах поминалось имя византийского императора.
Поводом для обретения церковной самостоятельности послужила уния Константинопольской Церкви с католиками, которую греческие иерархи во главе с патриархом сначала Иосифом II, а позже Митрофаном II подписали на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439 годов.
Уния, деятельным сторонником которой был митрополит Исидор, грек, поставленный на Киевскую кафедру, встретило сильное неприятие в Москве, митрополита-волка заточили в московский Чудов монастырь, и составили очень аккуратное послание византийскому императору, в котором просили право самостоятельно поставлять митрополита.
Было ли отправлено это послание, точно неизвестно, в 1445 году было написано похожее письмо, ответа на него князь Василий II не получил.
Великий князь решил действовать самостоятельно, в Москве 15 декабря 1448 года собор русских епископов Иону, епископа Рязанского и Муромского, поставил «митрополитом на всю Русь». Во время совершения литургии на Иону возложили митрополичий омофор и вручили символ власти – митрополичий посох. Иона хоть и проживал в Москве, титул носил еще прежний – Киевский и всея Руси.
С тех пор предстоятели Русской Церкви в Константинополь не ездили, а спустя четыре с половиной года, Второй Рим был завоеван турками.