В России и развивающихся странах зачастую с трепетом и завистью смотрят на уровень заработных плат в США, полагая, что сравнительно высокий уровень заработных плат там означает более высокий уровень благополучия. Однако проблема заключается в том, что кажущийся впечатляющим уровень номинальных заработных плат оборачивается запредельно высокой стоимостью жизни. Во многих странах, таких как Россия, вы получаете тот же уровень благосостояния всего лишь за часть стоимости жизни в Америке. Посмотрим, как это работает на конкретном примере.
Средняя заработная плата в России резко выросла за последние 12 месяцев. В настоящее время она номинально составляет прим. 800 долл. Это всё ещё достаточно далеко от (номинального) уровня заработных плат в США. Но чтобы понять, чего стоит заработная плата в России, необходимо сравнить её покупательную способность в России с тем, что на ту же сумму можно купить в Америке, то есть определить среднюю ценовую разницу. Рассчитанная МВФ разница в покупательной способности (отношение номинального ВВП к ВВП по ППС (паритету покупательной способности)) составила прим. 2,6 в 2018 году. Это означает, что в России за 1 долл. вы получаете столько же товаров и услуг, сколько в США за 2,6 долл.
Мы сравнили заработные платы между Чикаго (штат Иллинойс) и Москвой. (Заметим, что в США налоговые ставки варьируются от штата к штату, а в России они одинаковые на всей территории. Мы могли бы рассматривать любой российский город, но Москва всё-таки является особенно хорошим сравнением с Чикаго.) Мы сделали удивительное открытие, что средняя ежемесячная заработная плата в Москве в размере 1 600 долл. (19 200 долл. в годовом выражении) обеспечивает ту же покупательную способность, что и ежемесячная заработная плата в размере 6 000 долл. в Чикаго (72 000 долл. в годовом выражении). А это означает, что вы будете жить в Москве (по меньшей мере) столь же хорошо на 1 600 долл., как на 6 000 долл. в Чикаго.
Для сравнения заработных плат нужно сделать некоторые корректировки. Сначала нужно определить заработную плату за вычетом налогов. В Чикаго налоги с оплаты труда, взимаемые с работника, составляют 25% для вышеуказанной заработной платы (взимаемые на федеральном уровне и уровне штата личные подоходные налоги, а также налог, взимаемый на основании Федерального закона США о страховых взносах (FICA), то есть взносы на социальное обеспечение и медицинское страхование за работника). В России соответствующие налоги составляют 13%. (13% — это плоский налог на доходы физических лиц, и при этом отсутствуют какие-либо личные налоги на социальное обеспечение.) При этом мы вычли из заработной платы средние расходы на медицинское обслуживание, что в США составляет 11 600 долл., тогда как в России при всеобщей системе здравоохранения эти расходы равны нулю. Мы также учли оплачиваемые отпуска и нерабочие праздничные дни, количество которых в Чикаго составляет 7 дней, а в России — 22 дня. (На самом дела разница может быть больше в пользу России, поскольку большая — и растущая численность — населения США не имеет права на оплачиваемые отпуска.)
При медианной заработной плате в США в размере 3 970 долл. (47 060 долл.) чистая заработная плата работника (после уплаты расходов на медицинское обслуживание) составляет всего лишь 25 000 долл. В то же время ежемесячная заработная плата в России (средняя по стране) в размере 800 долл. (10 400 долл.) обеспечивает скорректированный по покупательной способности доход в размере 21 700 долл. Вышеуказанная медианная заработная плата в США была приведена для гипотетической 40-часовой рабочей недели, однако около половины американских рабочих не работают полную рабочую неделю и поэтому зарабатывают гораздо меньше.
[Для этого обзора мы использовали последние доступные данные за 2019 год по средней заработной плате по России и медианной заработной плате в США. Это не должно значительно отразиться на приводимых нами доводах.]
Как показало недавнее исследование, медианная среднегодовая заработная плата 53 млн американцев, или 44% населения трудоспособного возраста, составляет всего лишь 18 000 долл. Попросту говоря, не менее половины американцев — это работающие бедные, зарабатывающие менее 18 000 долл. в год, или менее 1 500 долл. в месяц. Мы не можем произвести сравнительный расчёт по России на этом уровне доходов в США, поскольку этот уровень доходов не является достаточным для жизни и должен дополняться талонами на приобретение продовольственных товаров, благотворительной помощью и медицинской помощью в рамках программы «Медпомощь» (Medicaid).
Здесь приводится весьма интересное сравнение между российской и американской заработными платами и расходами российского холостяка, проживающего в провинциальном российском городе. Россиянин говорит о том, что его ежемесячная заработная плата в размере 750 долл. равна заработной плате его друга в размере 4 000 долл., эмигранта из России, проживающего в Лос-Анжелесе. Эта публикация была размещена двумя друзьями, подробно сравнившими свои ежемесячные расходы. На оплату аренды у проживающего в США уходит половина его заработной платы. А это, по его словам, тот минимум, который позволяет ему жить в приличном районе.
В своих расчётах мы учитывали налоги, оплату отпусков и нерабочих праздничных дней, а также средние расходы на медицинское обслуживание, но в реальности существуют и другие существенные статьи расходов, которые ударяют по американским рабочим гораздо сильнее. В отличие от США в России существует развитая и недорогая система общественного транспорта, что также означает, что у вас нет необходимости приобретать автомобиль и нести расходы, связанные с его эксплуатацией. В России существенно ниже коммунальные платежи, расходы на телефонную связь и Интернет (расходы на доступ в Интернет здесь самые низкие в мире). Высшее образование в России по-прежнему бесплатное или стоит относительно недорого, и поэтому родителям не приходится идти на огромные финансовые жертвы и брать образовательные кредиты, чтобы отправить своих детей в ВУЗы. В России аренда также обходится существенно дешевле, чем показывает прямой коэффициент ППС с поправкой на 2,6. И при этом очень важно отметить, что благодаря общему равенству и общественным услугам существуют весьма небольшие средние отличия между районами проживания. А это означает, что люди в России не несут аналогичный риск утраты всего и переезда в трущобы в случае резкого ухудшения своего финансового положения.
Для своего анализа мы использовали данные, приведённые в следующих обзорах:
В связи с этим мы не должны забывать, что имущественное неравенство в России совершено не сопоставимо с имущественным неравенством в США. В своём исследовании 2018 года я рассмотрел эту проблему, когда провёл обстоятельный анализ ложных утверждений об обратном, выдвинутых Тома Пикетти и его соратниками.
В этом обзоре выявляются предубеждения и многочисленные методологические ошибки, искажения и нарушения достоверности данных, на которых основываются выводы Пикетти. После выявления недостатков мы скорректировали основные данные, заявленные исследователями группы Пикетти, для отражения фактических данных. Как показывают скорректированные данные, вместо 45–50% национального дохода, как утверждает Пикетти, наиболее богатые 10% россиян заработали менее 30% дохода. Соответственно, как показывают скорректированные данные, вместо свыше 70% национального богатства на наиболее богатые 10% населения приходится 39% частного богатства и 32% совокупного национального богатства. С полным обзором можно ознакомиться, пройдя по этой ссылке.