Минутка урезанной реальности.
Ув. коллеги прислали новость, которая уже несколько дней развлекает человечество - о разработанном в Финляндии киберконтрацептиве The Polite Type, который предлагается натягивать на онлайн-общение в целях борьбы с буллингом.
Киберконтрацептив представляет собой следующий шаг по сравнению с убогой кибер-инквизицией современных фейсбуков и твиттеров. Нынешняя система борьбы с мыслепреступлениями построена на том, чтобы выслеживать негодяев, употребляющих запретные слова и выражения - вне зависимости от того, занимаются те реальным розжигом, валяют дурака или вообще цитируют «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина - и банить со всеми любимой формулировкой «Вы можете оспорить решение, но знайте, что у нас нет на вас времени, к тому же иногда мы позволяем себе нарушать собственные правила, потому что можем».
Новая же штука прямо по мере написания либо превращает запретные слова и выражения в приличные аналоги, либо заменяет их блуром/звёздочками.
Местами, конечно, смысл теряется - ибо даже выражение «я ненавижу» робот переделывает в «я не согласен», а все уничижительные характеристики перестают быть уничижительными.
В результате у ругани в передовом кибермире большое будущее.
- Ну что, ***** обладатель неклассической красоты, ты всё продолжаешь доставлять себе удовольствие на мои фото? Я не согласна с тобой!
- Не проявляй неосмотрительной самоуверенности, пышная **** с необычным умом. Просто твои фотки доставляют мне столько веселья, что трудно удержаться от того, чтобы прийти и ***** тебя, сладостная наивная *****, бугага.
...Всё это заставляет допускать, ув. друзья, что мы действительно, чего доброго, живём в последние годы обычной реальности.
Фокус в том, что на смену ей придёт реальность не виртуальная и не дополненная, а урезанная.
Реальность, из которой однажды к чортовой матери изгонят уже не просто запретные идеологии и всё, что о них напоминает, но и выражение запретных эмоций.
При этом сама «запретность» выражения эмоций как явление сегодня оправдывается тем, что люди от него страдают. Пышные, полиаморные, благословенные даром уранической любви, обладатели неклассической красоты и необычного ума - все они действительно страдают, если их называют *****, *****, ****** и ****** соответственно. Некоторые даже кончают с собой - и это правда.
В связи с этим у меня есть, ув. друзья, пара соображений.
Первое. Я читал этим летом (https://bit.ly/3lHKloh), что в передовом, например, американском обществе среди ВСЕХ поколений, несмотря на всё более жёсткие меры по борьбе с любыми формами психологического насилия почему-то дичайше растут и процент суицидов, и процент передозов.
Второе. Есть кое-что, ув. друзья, что по-настоящему отравляет нашу жизнь: это представление о нашей неизбежной смерти. Умрут все - включая нас с вами, тех, кого мы обожаем и тех, кого терпеть не можем. Смерть, маячащая над горизонтом каждого из нас, причиняет нам массу страданий даже пока мы хороши собой, упитанны и выжимаем сто двадцать.
В принципе есть все основания забанить в новой, дивной, урезанной реальности упоминания о человеческой смертности.
И я, кстати, не удивлюсь, если однажды кто-нибудь из повелителей киберпространства так и сделает. Искушение загнать человечество в искусственный эдем, где осознание врождённой трагичности жизни под запретом, сегодня как никогда велико.
Правда, это будет поддельный эдем - но заявлять об этом станет уже невозможно, ибо натянутый на нас киберконтрацептив просто обрежет слова, причиняющие страдания.