Импортозамещение в российском ВПК. Результаты

_______________



С 2014 года Россия вынуждена развивать импортозамещение в различных отраслях промышленности. Военно-промышленный комплекс не стал исключением. По словам министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу, отечественная оборонная промышленность сумела добиться существенных успехов в области импортозамещения. Как отметил министр, Россия продолжит разрабатывать технологически независимую от других стран военную продукцию вне зависимости от сохранения или ослабления санкционной политики западных государств.

Российский двигатель ВК-2500

Проблема импортозамещения

До 2014 года российская политика в области вооружений и военной техники была подвержена общей идее глобализации экономики и разделения рынков труда. Доля зависимости отечественного оборонно-промышленного комплекса от иностранных поставщиков была очень высокой, отчасти это объяснялось и последствиями распада СССР, когда много оборонных предприятий оказалось за пределами России, но Москва продолжала поддерживать с ними тесные связи. Во многом ОПК жил по тому же принципу, что и остальная российская экономика: зачем вкладываться материально в создание вооружений и сопутствующих узлов и компонентов, если можно приобрести такую продукцию в других странах, да еще и дешевле?

До 2014 года подобная политика имела право на жизнь. Даже самая известная сорванная сделка после введения санкций, связанная с покупкой двух универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» у Франции, не является провальным предприятием. Россия не потеряла денежные средства по данному контракту и получила доступ к технологиям и конструкторским решениям, приобретя опыт строительства современных УДК, подобных которым в российском флоте пока что просто нет. При этом отказ властей США, Европы и Украины поставлять в Россию продукцию оборонного, а в некоторых случаях и двойного назначения, привел к серьезным проблемам.

Помимо Франции, проблемы возникли и с другими странами. США и Япония ввели запрет на поставки в Россию композитных материалов, а также сложного промышленного оборудования. Отказ на поставку композитов уже серьезно ударил по главному российскому проекту в области гражданского авиастроения – пассажирскому самолету МС-21, серийное производство которого сдвинулось на 2021 год. При этом некоторые специалисты считают, что реальные сроки развертывания серийного производства и достижения плановых объемов выпуска сдвинутся на более поздний срок. Болезненным для российского оборонно-промышленного комплекса стал разрыв с Германией и Украиной, которые поставляли корабельные двигатели, а Украина и авиационные. Помимо этого, европейские и ряд других традиционных партнеров России перестали поставлять свою электронику.

После распада Советского Союза Украина получила в наследство огромное количество промышленных предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также конструкторских бюро. Как и многие другие постсоветские страны, украинский ОПК был ориентирован на выпуск отдельных компонентов, узлов и деталей, конечная сборка продукции проводилась в России. Такое разделение труда обеспечило сотрудничество двух стран в сфере ОПК и после развала СССР. На Украине оказалось несколько ключевых предприятий оборонки, продукция которых была востребована в России. В первую очередь это компания «Мотор-Сич» (двигателестроение), Южмаш (ракетостроение), КБ Антонова (самолетостроение, транспортная авиация), «Зоря – Машпроект» (газотурбинные двигатели для флота).



Фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Касатонов"

После присоединения Крыма и начала военных действий на территории Донбасса, Украина свернула всё военное сотрудничество с Россией, в том числе в области оборонно-промышленного комплекса. Остановлено было исполнение даже предоплаченных контрактов, как это произошло с газотурбинными двигателями из Николаева. По сути, власти в Киеве решили пойти на серьезные убытки, ставя под удар собственную оборонную промышленность. До событий 2014 года связи двух стран в области ОПК были очень тесными, а Украина получала от такого сотрудничества реальные живые деньги. В современных же реалиях, украинским предприятиям трудно найти такой же по объему рынок сбыта для своей продукции, которым являлась Россия. Правда и Москве, понадобилось много лет, чтобы справиться с массой возникших проблем: от оснащения двигателями вертолетной техники, до ввода в строй новых фрегатов.

Процесс импортозамещения в ОПК России

Точно представить необходимый объем импортозамещения в военно-промышленном комплексе достаточно трудно по причине закрытости подобной информации. Но оперируя данными из открытых источников, в частности, выступлений высокопоставленных российских чиновников можно представить масштаб проблемы, с которой российский ОПК столкнулся во второй половине 2014 года. К примеру, по словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, произнесенным во время одного из выступлений, комплектующие и узлы из стран НАТО и ЕС (главным образом радиоэлектроника и оптика) применялись в 640 образцах военной техники российского производства, из них 571 образец должны были полностью заместить к 2018 году.

Еще более внушительные цифры озвучивал 16 июля 2015 года в докладе Владимиру Путину заместитель министра обороны России Юрий Борисов, специализирующийся на военно-техническом обеспечении ВС РФ. По словам Юрия Борисова, до 2025 года российская промышленность должна добиться импортозамещения по 826 образцам вооружений и военной техники. По данным из других источников, только для замещения деталей и комплектующих, поступавших в Россию из стран НАТО и ЕС, необходимо переработать не менее 800 различных образцов вооружений и специальной техники российского производства.

В настоящее время российский оборонно-промышленный комплекс серьезно продвинулся на пути импортозамещения. При этом поставки основных видов вооружений и специальной техники осуществляются без задержек. В рамках селекторного совещания проведенного в начале октября 2019 года Сергей Шойгу рассказал, что на данный момент вооруженные силы страны получили 2,3 тысячи единиц модернизированной военной техники. По словам министра, плановые показатели закупок и обновления по основным образцам вооружений выполнены в России на 47 процентов, а всего по итогам 2019 года доля новых образцов военной техники в вооруженных силах страны достигла 68 процентов.

Ранее о ходе импортозамещения в сфере ВПК высказался и президент России Владимир Путин. Во время совещания 19 сентября 2019 года, которое состоялось в Ижевске в рамках празднования Дня оружейника, президент отметил, что за последние пять лет стране удалось существенно продвинуться в области импортозамещения «по ряду значимых направлений». По словам Владимира Путина, за последние пять лет удалось обеспечить технологическую независимость более чем по 350 образцам вооружений и военной техники. Среди прочего президент выделил успехи в увеличении доли российской электронной компонентной базы, которая используется в современных образцах вооружений. Отдельно он выделил налаживание выпуска двигателей для вертолетов, а также боевых кораблей ВМФ России. По словам Путина, уже в скором времени на российских предприятиях также будет налажен процесс ремонта двигателей самого тяжелого самолета транспортной авиации в мире – Ан-124 «Руслан».

Закрытие проблемных вопросов в сфере ОПК

Наиболее острым, можно даже сказать критичным, для российского ОПК стал разрыв отношений с Украиной. Зависимость российского военно-промышленного комплекса от украинских смежников в области авиационной, кораблестроительной и ракетно-космической промышленности была огромной. До 2014 года практически все двигатели, которые устанавливались на российские военные и гражданские вертолеты, изготавливались на Украине на предприятии «Мотор Сич». Еще в 2011 году в рамках авиасалона «Дубай аэрошоу» российский холдинг «Вертолеты России» и украинское предприятие «Мотор Сич» заключили контракт на поставку в Россию 1300 вертолетных двигателей на общую сумму 1,2 миллиарда долларов. Ежегодно украинский производитель должен был передавать России 250-270 двигателей.

Сегодня Россия практически полностью преодолела данную зависимость в военной сфере. Еще в 2017 году глава холдинга «Вертолеты России» докладывал президенту страну, что к 2019 году Россия преодолеет проблему с поставкой вертолетных двигателей из Украины. В России на замену украинским двигателям ТВЗ-117ВМА пришел полностью локализованный в нашей стране двигатель ВК-2500 за создание и выпуск которого отвечает ОАО «Климов». Данные двигатели устанавливаются на большинство вертолетов типа «Ми» и «Ка». По данным госкорпорации «Ростех», в 2018 году уфимское ПАО «ОДК-УМПО» обеспечило поставку 180 моторокомплектов двигателей ВК-2500. При этом «Мотор Сич» продолжает сотрудничать с российскими компаниями в области поставки двигателей для гражданских вертолетов и даже принимает участие в совместном проекте создания российско-китайского тяжелого вертолета AHL, на который должна устанавливаться новая версия запорожского двигателя Д-136, на котором летают все тяжелые вертолеты Ми-26 в мире. Помимо этого, Россия полностью локализовала производство двигателя АИ-222-25, который устанавливается на учебно-боевые самолеты Як-130. НПЦ газотурбостроения «Салют» заявлял о полной локализации выпуска двигателя АИ-222-25 и прекращении сотрудничества с «Мотор Сич» еще в апреле 2015 года.

 


Первый полет Ил-112В

Еще одной важной проблемой, которую пришлось решать российскому ОПК, стала замена украинских корабельных двигателей, производимых в Николаеве. Из-за разрыва военно-технического сотрудничества между двумя странами на российских верфях застыли в ожидании принятия на вооружения фрегаты дальней морской зоны проектов 11356 и 22350. Стоит отметить, что разрыв связей с Украиной серьезно нарушил сроки ввода в строй фрегатов 22350 для российского флота и трех фрегатов 11356, предназначенных для ВМС Индии. Так второй фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» был заложен еще в 2009 году, но вышел на заводские ходовые испытания только в 2019 году, похожая ситуация и с фрегатом «Адмирал Головко», закладка которого произошла еще в 2012 году. О том, что отечественная промышленность преодолела зависимость от украинских газотурбинных двигателей, стало понятно только в феврале 2019 года. Об этом журналистам во время посещения Северной верфи рассказал заместитель министра обороны России Алексей Криворучко. По его словам, «ОДК-Сатурн» выпустило полностью отечественные газотурбинные установки для строящихся фрегатов проекта 22350. Уже известно, что на строящихся фрегатах предусмотрено использование маршевых дизельных двигателей 10Д49 производства Коломенского завода и газотурбинной установки М90ФР производства «ОДК-Сатурн».

Заметных успехов Россия достигла и в авиастроении. Причем речь идет как о пилотируемой авиации, так и о беспилотниках. Одним из неявных примеров импортозамещения является работа по военно-транспортному самолету Ил-112В, первый полет которого состоялся 30 марта 2019 года. Новый самолет не только меняет морально и физические устаревшие самолеты Ан-26, но и является своеобразным ответом и прямым конкурентом самолету Ан-140Т, разработанному в КБ Антонова. Еще в 2011 году российские военные собирались приобретать для транспортных нужд именно украинскую машину.

Помимо этого, российские предприятия ОПК достигли больших успехов в области создания беспилотной авиации. В начале 2020 года на вооружение ВКС поступит беспилотник «Форпост-Р». Первый полет БЛА, построенного с использованием компонентов полностью российского производства, с российским двигателем АПД-85 и отечественным программным обеспечением состоялся в конце августа 2019 года. Ранее данный беспилотник собирался в России по израильской лицензии из иностранных комплектующих. Очевидным успехом можно назвать и создание в России тяжелого ударно-разведывательного беспилотника С-70 «Охотник», первый полет которого состоялся 3 августа 2019 года. Этот уникальный БЛА сможет взаимодействовать с наиболее совершенным российским истребителем пятого поколения Су-57. 27 сентября Минобороны рассказало о первом совместном полете связки истребителя Су-57 и беспилотника «Охотник», продолжительность полета составила 30 минут.

Уже сейчас можно говорить о том, что санкции придали импульс развитию отечественного ОПК, оказав оздоровительный эффект на весь сектор. За прошедшие с 2014 года пять лет отечественная оборонка избавилась от иностранной зависимости по многим направлениям. При этом процесс перевооружения армии новыми образцами вооружений и военной техники не был остановлен. Наиболее заметный сбой произошел в кораблестроении, но к 2019 году эту проблему удалось преодолеть. В то же время курс на импортозамещение по-прежнему не означает полную изоляцию российской промышленности. В области электронно-компонентной базы Россия активно развивает сотрудничество с Китаем. В интервью RT военный эксперт Юрий Кнутов выразил мнение, что в области электронно-компонентной базы Россия в настоящее время во многом опирается на Китай, который после введения западных санкций превратился в одного из ключевых российских партнеров по линии военно-технического сотрудничества.

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 19).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА